В этот день, 18 июля испытатель Иван Кошкин показывал Хрущеву «горбатый» «Запорожец». (Это было 54 года назад)

Хрущев поставил задачу: обогнать Америку по производству легковых автомобилей на душу населения. В результате появился «горбатый» «Запорожец». Город Запорожье – один из немногих городов Украины, которые широко известны во всем мире. Его визитными карточками являются: легендарная Хортица, легендарный Днепрогэс, легендарный Нестор Махно и …легендарный горбатый «Запорожец». Да, да, именно «Запорожец» добавил мировой известности нашему городу. И руку к этому приложил бывший первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев. Каким образом? Поясняю.

 Людям старшего поколения хорошо известны его реформаторские замашки. Какие только лозунги он не провозглашал. Даже обещал советским людям, что через 20 лет они будут жить при коммунизме. Но надо отдать и должное лидеру СССР – при всем очевидном авантюризме большинства его идей были среди них и такие, которые внесли определенный прогресс в развитие народного хозяйства страны. Возьмем хотя бы его идею-призыв обеспечить каждую советскую семью до 2000 года отдельной квартирой. Разумеется, всех не обеспечили, но далеко продвинулись в этом деле благодаря знаменитым «хрущевкам», которые, кстати, и сегодня еще служат людям.

 Вообще, Никита Хрущев ставил четкие задания: советский человек должен иметь вдоволь еды, одежды, собственную крышу над головой, дачу и автомобиль. Но в 50-е годы личный автомобиль в СССР был роскошью, доступной немногим. И Хрущев принимает решение – обогнать США по количеству выпускаемых автомобилей на душу населения и начать производство маленьких и компактных советских машин.

 Конструирование и запуск нового автомобиля под названием «Москвич» постановлением ЦК было поручено московскому заводу. За прообраз взяли итальянский «Фиат-600», который сразу после своего появления стал популярным в Европе. Модель получила название «Москвич-444». Однако московский завод им. Лихачева не имел на то время производственных мощностей для его выпуска. Но идею Хрущева надо же было воплощать в жизнь.

 Стали работать над новой моделью, уже в расчете на производственные мощности запорожского завода «Коммунар». К началу 1960 года такая модель была готова. Она получила название «ЗАЗ- 965». Начались ее дорожные испытания. И главным ее испытателем на дорогах был наш земляк, запорожец Иван Павлович Кошкин. Именно он рассказывал мне о том, как испытывали эту машину, какую она получила оценку высшего руководителя страны Хрущева, в чем ее достоинства и недостатки.

 Иван Павлович Кошкин по всем маркам человек легендарный. Он – мастер спорта СССР по ралли, трижды чемпион Украины, заслуженный автомобилист Украины. За 38 лет работы на «АвтоЗАЗе», испытывая «Запорожец» и «Таврию», он намотал столько километров по дорогам Союза, сколько не наездят за свою трудовую деятельность сотни обычных водителей.

Так вот этот самый Иван Павлович показывал горбатого «Запорожца» в работе на территории Московского Кремля самому Никите Хрущеву. И происходило это 18 июля 1960 года. Никита Сергеевич, по словам Ивана Павловича, остался доволен машиной, назвал ее хорошим подарком трудящимся.

Первый серийный «Запорожец» сошел с конвейера завода «Коммунар» первого октября 1960 года. А в продажу первая партия «ЗАЗ-965» поступила 22 ноября все того же 1960 года.

Цену на машину установили в размере 1800 рублей. Так что при средней в то время в стране зарплате 150 рублей не так уж и доступной оказалась для каждого. Надо было откладывать деньги, чтобы купить «Запорожец» не один год. По этому поводу в то время была расхожей шутка, что «Запорожец», мол, стоит тысячу бутылок водки. И это соответствовало истине – чекушка водки действительно стоила 1 рубль 80 копеек.

Базовая модель «Запорожца» — «ЗАЗ-965» производилась в период с 1960 по 1963 год. А следующая за ней – «ЗАЗ-965А» — с 1962 по 1969 год.  Последний горбатый «Запорожец» сошел с конвейера 19 сентября 2008 года.

 Всего было три модели «Запорожца» — «ЗАЗ-965», «ЗАЗ-965А» и «ЗАЗ-968». С 1960 по 1994 год было собрано 3422444 «Запорожцев».

 Автомобиль «Таврия» — «ЗАЗ-1102» и «ЗАЗ-1103» стали выпускаться в 1988году. А в 2004 году на заводе произошло обновление оборудования, что послужило началом производства автомобилей ВАЗ-21093 и ВАЗ -21099, «ЗАЗ-«Ланос» и Опель Астра.

 Эпопея «Запорожца» закончилась. За это время он побывал на всех континентах планеты, рекламируя своим названием наш Запорожский край. Он навсегда останется в истории отечественного автомобилестроения. Тем более, что сегодня отечественное автомобилестроение находится в глухом застое. Нет у нас сегодня своего украинского автомобиля. И, наверное, не скоро еще будет. Очень жаль.

 Николай Зубашенко,

«Хроники и комментарии»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий