НАКАНУНЕ ОЛИГАРХИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ. Президент избавляется от обязательств перед союзниками по предвыборной кампании

Борис Ложкин в качестве главы президентской администрации — весьма странное и нетривиальное назначение. Бывший медиамагнат, друг всех властей, умеющий балансировать на ниточках сложной системы интересов и при этом соблюдать приличия и следить за репутацией. Противоречивая фигура, достоинства которой можно одновременно назвать недостатками. Издатель, который завел на рынок ряд российских СМИ, поставивший свой бизнес, взаимодействуя с людьми заведомо большего размера, что в вопросе денег, что в вопросе беспринципности — все это может восприниматься и как благо, и как зло.

Продвигал в массы русскоязычных украинцев московский продукт и имел бизнес-интересы в России — представитель пятой колонны. Строил с нуля один из крупнейших в Украине медиабизнесов, нацеленных на IPO, заводивший в страну глобальные бренды — молодец. Продает свой бизнес Семье на падающем рынке и в преддверии революции, не дожидаясь, пока этот бизнес отберут — умный и расчетливый. Бросает на растерзание цензоров режима Януковича журналистские команды нескольких приличных изданий — циничный капиталист.

Все это вопрос трактовок. В своих проявлениях новый глава АП похож на своего патрона Петра Порошенко. Не беспринципен, но гибок, выдерживает ровные отношения со всеми влиятельными группами и умеет хорошо подать себя.

Впрочем, все вышеперечисленное не важно. Назначение Ложкина стоит рассматривать исходя не из его личных качеств, а с нескольких иных ракурсов. Первый из них — функциональный. До того как бывший владелец группы УМХ стал главой АП практически все были уверены в том, что должность главного президентского администратора отойдет к фактическому директору партии УДАР Виталию Ковальчуку. Многие эксперты рассматривали это назначение как необратимое, так как оно вписывалось в архитектуру договоренностей Порошенко с бенефициарами УДАРа — Левочкиным и Фирташем.

Однако Ложкина, несмотря на давние и хорошие отношения с Левочкиным, сложно назвать человеком какой-то определенной группы. Своим назначением он обязан Порошенко, другой политики, кроме политики Порошенко, он реализовывать не сможет. Ведь при всем уважении к новому главе АП стоит сказать, что он заходит на Банковую без опытной команды собственных управленцев, не имеет опыта бюрократическо-аппаратной работы, да и в отношении “развода котят”, по крайней мере — в начале своего политического пути, вряд ли сравнится с опытнейшим аппаратчиком и своим замом Олегом Рафальским.

Ложкин — удачливый бизнесмен, но он, в отличие от того же Левочкина, не врос корнями в госслужбу. Его отношения с окружающими — это именно отношения. Своим умением строить отношения с партнерами Ложкин, скорее всего, обязан должности. Ему, очевидно, отведена роль посланника, который может коммуницировать и с сумрачным московским царством, и со вздорной носительницей политической косы, и с давними партнерами из Привата. Таким образом, все действия Ложкина следует оценивать как действия Порошенко. Так как новый глава Администрации станет функционером президента, а не лидером и лоббистом одной сформировавшейся ФПГ, как раньше.

В этом отношении мы видим, что администрация Порошенко может быть похожа на администрацию Ющенко — на собрание “любых друзив”. По факту Порошенко входит во власть без своей политической команды, без партии и сетевых структур, повязанный множеством ситуативных союзов. За его спиной, исключая нескольких профессиональных политиков, стоят только проверенные временем друзья-компаньоны и партнеры по бизнесу. И такой подход к формированию команды не может не волновать. Ющенко остался в памяти украинцев в качестве лузера во многом благодаря “любым друзям”, лояльность которых ставилась во главе угла, в отличие от способности к критике и пресловутой “чистоты рук”.

Вторая проблема — это инкорпорирование бизнесменов во власть. Добрый десяток лет нам внушали, что опыт бизнеса может быть использован в госуправлении. Однако на деле люди, сфокусированные на заработке денег, вместо строительства украинского государства, строили свои бизнес-империи — у денег нет Родины. В отличие от нас с вами. Не хочется критиковать авансом, но вхождение бывших бизнес-партнеров Порошенко во власть несет очевидные риски.

Первые назначения Порошенко и его очевидное стремление избавиться от обязательств перед союзниками по предвыборной кампании говорят о том, что мы стоим на пороге новой олигархической войны. До сих пор крупный капитал всегда умел навязывать свои правила игры политическому руководству Украины. Монополизация политической и экономической власти привела к Майдану и погубила Януковича. Значит, основная цель президента и его администрации должна бы состоять в демонополизации политики и экономики при поддержке среднего класса. Договорняки с олигархами не приведут Порошенко к реализации его президентской миссии. Но зная биографии президента и его новых назначенцев, трудно представить, чтобы новая власть смогла ответить на запросы общества, заплатившего страшную цену за свержение Януковича.

Сергей ВЫСОЦКИЙ

ЛІГАБізнесІнформ,

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий