Андрей Магера: Такого грязного избирательного процесса Украина не знала до нынешних выборов. Особенно в части подкупа избирателей

Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Украины Андрей Магера в эксклюзивном интервью «фрАзе» расказал об особенностях избирательной кампании-2012.

-ЦИК поручил органам Госреестра избирателей уничтожить 4 тысячи 406 «двойников». Как это выглядит в процессе?

-На самом деле здесь нет сенсации, поскольку ЦИК осуществляет подобные мероприятия уже несколько лет кряду: базу данных Госреестра избирателей мы обновляем каждый месяц. Это связано с тем, что люди женятся, разводятся, меняют фамилии. Кому-то исполняется 18 лет, кто-то умирает, есть избиратели, которые мигрируют из одного региона в другой. Поэтому и существует необходимость проверки персональных данных избирателей: выяснить — один и тот же это человек или нет? Если все эти параметры совпадают, ЦИК принимает решение об изъятии повторной записи относительно одного и того же избирателя из Госреестра. В Украине зарегистрировано более 36 млн. избирателей. Тех, о которых сейчас идет речь, — мизерное количество, что еще раз подтверждает достоверность данных Госреестра.

-Это что касается двойников-избирателей. А не пробовала ли ЦИК каким-то образом уничтожать откровенных «двойников», баллотирующихся в ущерб реальным кандидатам на многих округах?

-Дело в том, что в отношении таких лиц в законодательной плоскости мы ничего предпринять не можем, поскольку любой гражданин с точно такими же именем, фамилией и отчеством имеет право баллотироваться равно как и основной кандидат. Также возникают вопросы и в отношении тех, кто целенаправленно меняет под выборы имя и фамилию. Такие тоже есть. Но это — вопросы к органам юстиции, которые отвечают за акты гражданского состояния и соответствующие решения: насколько аргументированные к ним поступают подобные заявления, почему они принимают решения о предоставлении разрешений. Поскольку смена имени, фамилии и отчества состоялась, ЦИК не имеет права отказать данному субъекту баллотироваться. Иначе мы нарушаем закон.

-В Украине 32 тысячи 188 избирательных участков. На каждом установили по две камеры веб-наблюдения. Умножаем на два и «реанимируем» уже ставший обыденным вопрос: какова эффективность этого нововведения с учетом того, что он-лайн трансляция будет вестись исключительно до момента закрытия участков, а не во время подсчета голосов? Смысл их установки?

Конечно, в стране немало скептиков, которые говорят, что эффективность израсходования средств на закупку и установку веб-камер и их функционирование не оправдана в сравнении с эффективностью веб-камер как таковых во время избирательного процесса. Вы правильно отметили, что веб-камеры будут работать в он-лайн режиме только со стартового заседания избирательной комиссии, где-то с 7-ми часов утра, и до 8-ми часов вечера — до окончания голосования последним избирателем на участке. Во время подсчета бюллетеней веб-камеры будут работать в режиме записи. Но многие наивно предполагают, что эти записи любой желающий сможет посмотреть на сайте ЦИК. На самом деле это не отвечает действительности. Закон предусматривает возможность просмотра этих видеозаписей только определенными лицами, а именно — представителями ЦИК, правоохранительных органов, судов. Возможность просмотра этих записей простыми гражданами на сайте не предусмотрена.

-А кто так интересно придумал? Смею предположить, наши парламентарии?

-Да. Так предусмотрели народные депутаты в новом Законе о видеонаблюдении.

-Кстати, а какова дальнейшая судьба этих веб-камер? Куда их денут после выборов?

Снова-таки, согласно этому Закону, веб-камеры после голосования должны быть переданы по акту на сохранение местным госадминистрациям. Что они дальше будут с ними делать — Закон об этом умалчивает. Что касается самого Закона, то он является фактически одноразовым, соответственно, и веб-камеры — одноразовые, потому что их использование на президентских и местных выборах 2015 года, как и на очередных парламентских выборах 2017 года, законодательством не предусмотрено. Поэтому мы можем говорить об одноразовом удовольствии.

-На Украине немало избирательных участков, особенно в горной и сельской местности, где Интернета нет в принципе. Как там решается вопрос с видеотрансляцией?

-Интересный нюанс. Буквально на прошлой неделе парламент внес соответствующие изменения в Закон о видеонаблюдении в части того, что в отдельных случаях, когда проводить он-лайн трансляцию с участка невозможно, во время голосования осуществляется видеозапись. Достаточно жесткие условия, в каких именно случаях это должно происходить, Законом не определены. Фактически, здесь уже действуют исключительно технические параметры. И второй момент: как решается ситуация, например, относительно трансляции веб-камер в тех местах, где нет радио и мобильной связи? Мне известны случаи, когда в отдельных сельских школах уже установили под это дело спутниковые антенны. Кто их конкретно устанавливал — я не готов сказать, но такие факты есть.

-То есть, некоторые сельские школы даже получат какую-то пользу от выборов: антенны-то там, наверное, после выборов останутся?

Оставят ли эти антенны или заберет их потом районная администрация себе — сказать трудно. Конечно, если они останутся в школах, и там будет Интернет — это прекрасно!

-Все-таки, такой вариант возможен?

-Не исключаю.

-Сейчас зарегистрированы 2 тысячи 655 кандидатов, ожидалось 5 тысяч 625. Ранее из госбюджета Центризбиркому было выделено 1,2 млрд. грн. Сейчас ЦИК уменьшил смету. Куда вернутся «сэкономленные» деньги?

Эти средства, возможно, будут перераспределены на другие расходы. Например, окружные комиссии уже исчерпали лимит средств, необходимых для оплаты публикаций в местной прессе относительно изменений в составе участковых избирательных комиссий. Такие публикации — очень дорогое удовольствие, и денег, которые были выделены для этих целей (а это около 550 грн. на каждую ОИК) явно недостаточно, чтобы вложиться в эту сумму. Я думаю, что вероятность, близкая к 95%, если не больше, — часть средств ЦИК вернет назад в бюджет. Вряд ли мы используем их. Будем пытаться экономить.

-Еще один «шкурный» вопрос: на депутатские значки ЦИК увеличила смету с 220 тыс. грн до 420 тыс. грн. Стоимость для одного депутата — около 430 грн. Не золотые ли эти значки? И потом, неужели новоизбранный парламентарий не в состоянии приобрести себе нагрудный знак отличия за свой счет, а не за счет налогоплательщиков?

-Вы близки к истине. Закон о статусе народного депутата Украины и соответствующее постановление парламента относительно таких удостоверений предусматривает изготовление этих значков из более драгоценных металлов, нежели, к примеру, значков депутатов местных советов. Во-первых, парламентские значки изготавливаются в двух экземплярах. Во-вторых, изготовление централизованное и исключительно за бюджетные деньги.

-И такой вопрос. Кто в ЦИКе контролирует подаваемые кандидатами декларации? И контролируются ли они вообще? Это же просто школьные сочинения на вольную тему! Зачем их вообще подавать?

Относительно деклараций — это интересный вопрос. Я считаю, от них есть большая польза. С одной стороны, кажется нелогичным — подается декларация, во многих случаях недостоверная, и нет никакой возможности юридического влияния на кандидата, который ее подал. А с другой стороны, мне кажется, если бы мы пытались находить в декларации каждого кандидата даже какие-то случайные ошибки (к примеру, кандидат составил идеальную декларацию, вписав туда все, что у него есть, но где-то ошибся), то здесь предел для санкций относительно этого кандидата достаточно тонкий. Я бы, честно говоря, санкций в отношении подаваемых деклараций не применял. Самая лучшая санкция — это когда избиратель наказывает кандидата на выборах. То есть, отношение избирателя должно выглядеть таким образом: ты пытался меня обмануть — значит, не получишь мой голос! Как по мне, это наиболее эффективная санкция среди всех, которые имеют место быть. Тем более, что СМИ имеют все права огласить эти данные, являющиеся предметом общего доступа.

-О наболевшем. Нынешние выборы, и это не только мое мнение, отличаются от всех предыдущих тотальным повсеместным подкупом избирателей на всех без исключения округах. Принимаются ли какие-нибудь меры по этому поводу, или это явление уже стало, как говорится, в порядке вещей?

Абсолютно согласен! Такого грязного избирательного процесса Украина не знала до нынешних выборов. Особенно в части подкупа избирателей. Согласно УК Украины, подкуп избирателей — уголовно наказуемое деяние, за которым должна следовать уголовная ответственность. Кто должен бороться с фактами подкупа? Очевидно, не ЦИК, потому что мы не являемся органом дознания или досудебного следствия, а соответствующие правоохранительные органы — прокуратура и МВД. Обо всех случаях, о которых нам становится известно, мы уведомляем правоохранительные органы.

-Что-то не видно каких-либо действий с их стороны…

-Возможно, я не владею полной информацией, но, насколько мне известно, мы, к сожалению, получили единственный ответ от одной из районных прокуратур, где было сказано, что оснований для реагирования нет. Хорошо, хоть такой ответ дали! Ведь во всех остальных случаях вообще нет никакой реакции! Возбуждено ли уголовное дело, отказано ли в возбуждении уголовного дела, отправлено ли дело на расследование… Никаких ответов!

-Вы курируете избирательный процесс в Киеве. Недавно по кандидату Игорю Баленко, 212 округ, суд принял решение в отношении подкупа избирателей — это, кажется, единичный случай на всю страну. Баленко раздавал на округе дисконтные карты с 7% скидкой в сети магазинов «Фуршет», владельцем которой он является. Тем не менее, он, как ни в чем ни бывало, продолжает свою предвыборную кампанию…

-Мы объявили ему предупреждение в связи с решением суда. Предупреждение публикуется в газетах общеукраинского масштаба «Голос Украины» и «Урядовый курьер», и официально обнародуется на сайте ЦИК. В нормальном обществе люди на такое должны реагировать негативно, в том числе, и путем своего выбора. Как реагируют украинские избиратели? Это вопрос отдельного исследования, но, как по мне, негативные последствия для кандидата уже хотя бы в том, что это становится предметом огласки.

-Но почему его не сняли с регистрации?

-Есть уголовная ответственность, которая не зависит от избирательного процесса. Имеются факты подкупа — пожалуйста, расследуйте их и принимайте соответствующие решения в судебном порядке! А компетенция ЦИК — избирательный процесс. Как бы там ни было, я против законодательных нововведений относительно отмены регистрации таких кандидатов. Потому, что здесь есть предмет для злоупотребления со стороны того, кто будет принимать эти решения. Не важно, кто это будет — ЦИК или суд.

-То есть, можно сказать так: гречку бери, но голосуй по совести?

-Первую часть фразы я не говорил! Соглашаюсь лишь со второй частью: голосовать нужно по совести.

-Какой срок за фальсификации «светит» членам, председателям и секретарям участковых и окружных комиссий?

-Это надо смотреть в Уголовном кодексе. В том числе, есть такая санкция, как лишение свободы. А это — достаточно жесткое и серьезное наказание!

-Рассматривает ли ЦИК возможность непризнания результатов выборов и какова, по вашему мнению, вероятность этого?

-Я думаю, что вопрос признания или непризнания результатов выборов имеет больше не юридическую оценку, а, скажем так, внеправовой характер. Он заключается в признании результатов выборов с точки зрения гражданского общества, с точки зрения наблюдателей — как внутренних так и международных наблюдательных миссий… А отсюда — признание или непризнание иностранными государствами и международными организациями. Честно говоря, хотелось бы, чтобы нарушений было как можно меньше. Потому, что это дает меньше пищи для составления негативных выводов относительно результатов выборов. Поверьте, если эти выводы будут негативными, это зацепит не только власть, но и всех без исключения граждан Украины. Я не думаю, что в таком случае будет наказана исключительно власть — будут наказаны все. Поэтому, считаю, что все без исключения кандидаты и партии, в том числе представители власти заинтересованы в отсутствии нарушений. Вопрос только в том, что они для этого делают?

-ЦИК будет работать в круглосуточном режиме?

Непосредственно будут организованы дежурства, в частности, сотрудников организационного управления, юристов, членов ЦИК. Конечно, никто 24 часа в сутки в своем кабинете находиться не может. Да и вряд ли это нужно… Но все мы будем держать руку на пульсе событий.

Источник: http://fraza.ua

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий