ДЕЛО ФИРТАША. Душанбе расследует сделку украинского олигарха в Таджикистане

Таджикское антикоррупционное агентство обратилось в экономические суды Душанбе и Хатлонской области с иском о признании недействительным договора о создании СП ЗАО «Таджик Азот», 75% акций которого принадлежат украинскому бизнесмену Дмитрию Фирташу. «Таджик Азот» — часть бизнес-империи арестованного в Австрии украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа.

Таджикские власти сомневаются в законности сделки по созданию совместного таджикско-кипрского предприятия «Таджик Азот» между компанией Фирташа «Хайрок Холдингс Лимитед» и государством, доля которого в СП составляет 20%.

«В случае признания судебными инстанциями незаконным договора о создании и приватизации СП «Таджик Азот», предприятие полностью перейдет под контроль государства. Пока мы не предъявляем никому никаких официальных обвинений. Однако, если результат нашей проверки подтвердится, отвечать за незаконные действия придется нынешнему руководству предприятия, которое является полномочным представителем Дмитрия Фирташа», — заявил Русской службе Би-би-си Абдукарим Зарипов, начальник управления по контролю госбюджета и фондов антикоррупционного агентства Таджикистана.

Антикоррупционное агентство Таджикистана предъявляет владельцу контрольного пакета СП «Таджик Азот» Дмитрию Фирташу претензии в якобы незаконном приобретении акций, нецелевом использовании средств, а также участии в незаконной сделке по продаже технического оборудования по производству химической продукции.

«По итогам нашей проверки выяснилось, что ущерб государству от деятельности основного совладельца предприятия составил около двух миллионов долларов», — подчеркнул Абдукарим Зарипов.

Дело Саидова

Разбирательство в отношении украинского бизнесмена проходило в рамках другого громкого уголовного дела против известного таджикского предпринимателя и экс-министра промышленности Таджикистана Зайда Саидова, осужденного властями в конце прошлого года на 26 лет заключения.

По версии следствия, все эти незаконные действия были совершены в то время, когда Зайд Саидов возглавлял министерство промышленности страны.

СП «Таджик Азот», расположенное в городе Сарбанде Хатлонской области на юге Таджикистана, было создано в декабре 2001 году на базе ОАО «Азот». Предприятие специализируется на выпуске азотных удобрений для сельского хозяйства.

Следствие утверждает, что при создании совместного предприятия Дмитрий Фирташ внес только часть средств от необходимой суммы в уставный фонд завода. Позже эти средства были потрачены на покупку акций двух других промышленных предприятий страны — ЗАО «Абрешим» в Худжанде, и ЗАО «Гулистон» в Душанбе, что противоречит законам Таджикистана.

Кроме того, власти обвиняют Дмитрия Фирташа в том, что его компания приняла участие в продаже технического оборудования АМ-600 для производства химической продукции. При этом таджикская сторона, владеющая 20 % акций предприятия, не была уведомлена об этих действиях и не получила компенсации от совершенной сделки.

Однако, по словам директора «Таджик Азот» Тоирхона Гозиева, Фирташ не только выполнил все финансовые обязательства по внесению доли в уставный фонд предприятия, но и вложил около четырех с половиной миллионов долларов в его развитие и модернизацию.

«Политическое дело»

С 2008 года, когда Узбекистан приостановил поставку природного газа в Таджикистан, «Таджик Азот» фактически прекратил свою работу. Однако компания решила выплачивать ежемесячные денежные пособия 260 сотрудникам, чтобы сохранить для будущего наиболее квалифицированные кадры и поддерживать завод в рабочем состоянии, что ныне и рассматривается как нецелевое использование средств.

Как поясняют юристы, Зайд Саидов, возглавлявший в 2001 году министерство промышленности Таджикистана, не был уполномочен участвовать в сделках по приватизации государственных объектов.

Эти вопросы целиком относятся к компетенции деятельности Комитета по управлению госимуществом, который и оформил решение о создании совместного таджикско-кипрского предприятия «Таджик Азот».

«Это дело имеет очевидную политическую мотивацию и связано с делом осужденного экс-министра Зайда Саидова, которого пытаются обвинить в том, чего он не мог совершить, потому как не обладал возможностями это сделать. У сотрудников антикоррупционного агентства нет никаких доводов, никакой аргументации. Все их исковые требования беспочвенны», — заявил адвокат Искох Табаров.

«Сам иск незаконен, потому как есть сроки исковой давности. Речь идет о сделках и договорах 13-летней давности. Возникает вопрос: почему таджикские власти все эти годы, зная об этих якобы нарушениях, молчали? Почему все это время никто не интересовался деталями решения о приватизации предприятия «Таджик Азот»? Ответ очевиден — политическая подоплека этого дела», — заключил Табаров.

http://www.bbc.co.uk


 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий