ПРОСТИТЕ НАС, ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА! Легенда фильма «Весна на Заречной улице» Нина Иванова встретила свое 70-летие в бедности и забвении…

Когда падает снег, поймайте снежинку на теплую ладонь, загадайте желание. Оно обязательно сбудется, пока снежинка не растает. Валерий Анатольевич Хотинский попросил нашу газету разыскать актрису Нину Иванову. Ее прославил культовый фильм “Весна на Заречной улице”, в котором она сыграла учительницу школы рабочей молодежи Татьяну Сергеевну. 

 “Я мечтаю сказать ей спасибо, подарить букет цветов, — просил наш читатель. — Я знаю наизусть каждую фразу из фильма и всякий раз, когда картину показывают по телевизору, думаю: как сложилась судьба главной героини? Почему об этой талантливейшей актрисе сорок с лишним лет ничего не слышно? Разыщите Нину Иванову — ведь “МК” может все…”

 …К Нине Георгиевне Ивановой мы отправились, когда пошел первый снег. Девять розовых роз — ее любимых цветов — искрясь, обнимали снежинки.

 — Мне ничего не нужно. О чем вы говорите, какие цветы? Я ничего не возьму, — знакомый голос по телефону звучал устало. — Передайте вашему читателю, что я жива. Но у меня другая жизнь. И она никак не связана с кино. Я не хочу никого разочаровывать. Я не Татьяна Сергеевна, и мне уже не 21 год, как тогда, я совсем другой человек. Так что пусть эти розы завянут в вашей редакции…

 Категорично и жестоко. Неужели это она? Актриса-миф? Апрельский сон?

 Та, чья экранная “Весна” закончилась счастливым многоточием…

 Поиски Нины Ивановой напоминали детектив со многими неизвестными. Мы пошли самым простым путем: решили искать ее через горсправку.  Как выяснилось, на сегодняшний день в столице нашей родины проживают 273 Нины Ивановы.  Девять носят подходящее отчество — Георгиевна.

 Год рождения трех из них — 1934-й — подходит к искомому.  Но одна из Ивановых трудится продавщицей и никогда не меняла свою профессию. Другая — живет в Подмосковье.  А третья — медсестра.  Неужели все три мимо?

 Так, может быть, попробовать найти Нину Иванову через киношную среду? Вот список кинокартин, в которых сыграла актриса: “Жила-была девочка”, “Киевлянка”, “Легкая жизнь”, “Серая болезнь”.

 …Архивы Киностудии имени Горького. Ноль информации. По хранившимся сорок лет взаперти бухгалтерским ведомостям “Мосфильма” нам выдали наконец какой-то ее старый адрес. Но по нему давно никто не жил.

 В архиве Одесской киностудии, где снимали “Весну”, произошел пожар, и все документы сгорели…

 Все говорило о том, что наши поиски не дадут результата, и если бы мы, циничные журналисты, верили в судьбу, то непременно бы отступили, решив, что, наверное, это неспроста.

 Даже режиссер Марлен Хуциев ничего не слышал о своей лирической героине, чей гордый взгляд с поволокой свел с ума 30 миллионов советских людей — именно столько зрителей посмотрели фильм всего за первый год проката.

 Прическу Татьяны Сергеевны, знаменитый завиток у виска, нарекли “локоном страсти”. Модницы конца 50-х накаляли на плите вилку и нещадно жгли волосы, чтобы только его повторить. Они не знали, что у актрисы непослушные кудряшки от природы — в детстве она даже мечтала о длинных прямых прядях.

 Сниматься в кино Нина Иванова начала в десять лет. В военной картине “Жила-была девочка” в 44-м году она сыграла роль Насти. Ее партнершей стала пятилетняя Наташа Защипина.

 Ленту снимали сразу после снятия блокады, и она рассказывала о ленинградских детях, прошедших страшный голод и смерть близких. Маленьких героинь — Настю и Катю — режиссеры “Ленфильма” нашли только в Москве. Слишком уж сильны были в городе на Неве воспоминания о пережитом.

 Вместе с Ниной Ивановой на съемки поехала тетя. Родные боялись, что из-за кино девочке придется нагонять школу.  А ведь она всегда училась очень хорошо. Самая старшая из четырех сестер Ивановых. Самая ответственная. И самая красивая.

 Нина не думала связывать свою дальнейшую судьбу с кино. Она поступила в медицинский. Но в 20 лет знакомый студент ВГИКа пригласил ее сыграть в его дипломной короткометражке. Там-то ее случайно и увидел Марлен Хуциев…

 С “Весной на Заречной улице” Нина Иванова объездила полмира, получила множество наград. В 1958 году на Фестивале молодежи и студентов в Москве ей вручили бронзовую медаль.

 — Нина Иванова? А разве она не умерла? — изумились старые актеры, услыхав давно забытое имя. — Наш мир настолько тесен, что, если бы она еще мелькнула где-то, это обязательно всплыло бы. Но вскоре после своего триумфа Нина Иванова просто исчезла.

 Почему? Что произошло в жизни “Татьяны Сергевны”, какая тайна скрывается за ее внезапным уходом с экрана в самый пик популярности? До сих пор эта загадка не дает покоя миллионам зрителей, для которых фильм был и остается культовым…

 Главная аллея Одесской киностудии, ведущая к морю. К одной из построек прибита мемориальная доска: “Улица Заречная”. Есть это название и в Москве. И в Запорожье, где снимали натуру “Весны”. Той улице, расположенной почти на самой окраине, скоро полвека. Она ровесница фильма. Специальных декораций создатели картины не строили. ДК имени Кирова. Дымящие трубы завода “Запорожсталь”. Мартеновские печи. Весенняя распутица. Совсем как в жизни.

 

 История создания этой киноленты давно уже превратилась в местную легенду, которую с удовольствием рассказывают бабушки и дедушки нынешних запорожцев. Полгорода и сейчас клянутся, что играли в массовке.

 Простая картина о простых людях, простых и таких понятных чувствах. И вместе с тем прорыв, открытие, откровение. Время выбрало их — обычных парней и девчат “из нашего города”, новых киногероев оттепели.

 — Николай Рыбников ходил с местными ребятами в заводской клуб на танцы, — утверждают старожилы. — Здешние голубятники учили его свистеть, гоняя сизарей. И с металлом он расправлялся как заправский сталевар. Мы слышали, что уже в старости актер даже просил свою жену Аллу Ларионову похоронить его в рабочей каске.

 — Мы дружили, мечтали, надеялись. Коле Рыбникову едва исполнилось 24 года, мне тоже, — вспоминает Геннадий Юхтин, актер, сыгравший роль молодого инженера. — Эта работа сплотила всю съемочную группу — от главного героя до осветителя. Каждый верил в то, что его ждет большое и прекрасное завтра. И Нину Иванову я помню… Она была самой юной из нас, открытая и радостная девушка.

 Одноактную пьесу о сталеварах вгиковец Феликс Миронер написал в 54-м году. Проходя практику на Одесской киностудии, переработал рукопись в киносценарий. Идея понравилась руководству, и фильм тут же пошел в производство.

 — Мы не думали, что делаем шедевр, просто работали, — вспоминают и сейчас создатели “Весны”. — А через несколько месяцев, когда фильм вышел на широкий экран, зрители уже цитировали его наизусть.

 “Смотри, к тебе пришла”, — кивает приятель Саши Савченко, оглядываясь на бродящую по цеху учительницу русского языка Татьяну Сергеевну.

 — Да вовсе она не ко мне, — отворачивается тот, надвигая на глаза железную маску сталевара. Обиделся”.

 Прозвучавшая лейтмотивом песня ушла в народ. “И здесь, на этом перекрестке, с любовью встретился своей”, — распевают и поныне на праздничных застольях.

 Несколько лет назад в Запорожье отмечали 45-летие фильма. Поименно вспомнили его создателей. Режиссера Марлена Хуциева. Петра Тодоровского и Радомира Василевского, которые работали на картине операторами. Московского актера Геннадия Юхтина и ленинградку Валентину Пугачеву, сыгравшую дочь квартирной хозяйки.

 Но не было на этом юбилее актрисы Нины Ивановой.

 — Татьяна Сергеевна в “Весне” была так красива потому, что камера смотрела на нее влюбленными глазами оператора Радомира Василевского, — вспоминают создатели картины. — Эти двое были настолько поглощены друг другом, они словно символизировали собой обновление нашего кинематографа.

 Как и положено, “Весна” завершилась свадьбой. Не в кино — в жизни.

 — Радик с Ниной переехали жить в Одессу, в новый дом, чистый и светлый, как герои фильма. Мы с ними соседствовали на лестничной клетке, — вспоминает Вадим Костроменко, директор музея Одесской киностудии. — Однажды прихожу в гости: Нина, раскинув руки как птица, лежит на полу, а Радик очерчивает ее фигуру мелком. “Буду шить жене модную пижаму!” Помню, я даже завидовал их отношениям, в них была такая весенняя легкость. Интеллигентный Радик и улыбающаяся, солнечная Ниночка…

 Казалось, после “Весны” ей были открыты все пути. Письма шли мешками. Комсомольцы и зэки, жители Дальнего Востока и Колымы грозились непременно нагрянуть в гости и жениться. Только кого они любили? Экранный образ или реальную женщину?

 Кинокритиков часто обвиняют в том, что предвзято относятся относимся к симпатичным мордашкам. Вот мнение одного из них: “Ничего не поделаешь, лирические героини толстеют, у них появляются морщины, седина. А в глазах вместо наивного удивления, которое требуется на крупных планах, возникает усталость, мудрость и боль. Мало у кого из голубых героинь сложилась личная и творческая жизнь, тут дурнушкам везет больше. Может быть, потому, что от них не ждут слишком многого. На одном обаянии молодости в нашей профессии не удержишься. Не родись красивой! Время романтической учительницы очень скоро ушло из кинематографа. Нина Иванова изменилась внешне и внутренне”.

 Конечно, актрису не раз и потом приглашали в кино. Но все последующие роли все равно не дотягивали до той, звездной. Специалисты считали, что виновато отсутствие сильной актерской школы — ведь Нина Иванова не была профессиональной актрисой.

 Следующей ее работой стала трилогия “Киевлянка” известного украинского режиссера Тимофея Левчука.  В этой картине она сыграла символическую роль — девушки, родившейся в ночь на 7 ноября 1917 года и росшей вместе с новой властью. Образ настолько эпический и масштабный, что за ним, как это случается в нашем кино, не было видно самой актрисы. Фильм канул в Лету.

 Листаем подшивки полувековой давности. “Вопросы киноискусства”, “Советская культура”… Кинокритики того времени повергли нас в шок: “Н.Иванова робко движется перед киноаппаратом и несмело произносит слова роли”. “Персонаж Ивановой затерялся среди великих событий. Ее героиня наделена только самыми общими и положительными чертами”. “Даже гениальная актриса не справилась бы с поставленной задачей. Но режиссер и не нашел гениальную. Он взял молодую и неопытную Н.Иванову”.

 И это только часть выдержек из прессы, обрушившей шквал критических откликов на юную актрису. Скорее всего в такой же шок повергли они и молоденькую Нину. Однако, как выяснилось, это была главная, но не единственная причина бежать от кино, затеряться, забыться…

 В театральных вузах почему-то не объясняют, что вовсе не первый звездный фильм важен для актера. А тот, в котором он снимется сразу после своего триумфа. И еще не говорят, что иногда можно прождать этот свой “второй главный фильм” всю жизнь.

 — Я знаю, что решение оставить нашу профессию Нина Иванова приняла совершенно самостоятельно, что у женщин-актрис бывает крайне редко и дается им нелегко, — говорит Геннадий Юхтин, актер. — Несколько лет назад, когда праздновали юбилей “Весны”, я позвонил Нине, но долгого разговора не получилось. Увы, жизнь нас изменила…

 

Только немногие, сильные натуры способны перечеркнуть все и исчезнуть, вырвать прошлое с корнем, начать жизнь заново, с чистого листа, с белого медицинского халата. Поменять адрес, круг знакомств, все — кроме имени.

 — Я не Татьяна Сергеевна, я — другой человек. Я не хочу возвращаться в прошлое. Я не хочу, чтобы вы его ворошили. Оставьте меня в покое, — сказала сегодняшняя Нина Иванова и повесила трубку.

 Убежать от других, конечно, можно. Но как убежать от самой себя? В середине 60-х годов Нина Иванова неожиданно вернулась из Одессы и устроилась работать ассистентом режиссера на студию имени Горького.

Одна.

 Весна закончилась. Наступила осень. Вот еще одна разгадка крушения великой иллюзии под названием кино: звездный удивительный брак нелепо распался, и началось одиночество. Многие из знакомых Нины Георгиевны уверены, что ее муж умер тогда же, в 60-е…

 — Радик Василевский был еще дважды женат. Он всегда хотел иметь много детей, но у него их так никогда и не было. Может быть, в этом и заключалась его, да и Нины, трагедия? Не все зависит от наших желаний, — вспоминает Вадим Костроменко, директор музея Одесской киностудии. — Свою тоску по большой счастливой семье Радик заглушил тем, что ушел из операторов и стал детским режиссером, снял прекрасные фильмы: “4:0 в пользу Танечки”, “Дубравка”, “Включите северное сияние”…

 За свою работу Радомир Борисович Василевский получил премию имени Ганса-Христиана Андерсена. Его последний фильм, философская притча-сказка, назывался “Как казак за счастьем ходил”.

 Превозмогая боль, он работал над ним практически до последней минуты. По злой иронии судьбы, это был один из последних фильмов, на съемки которого у знаменитой некогда Одесской киностудии хватило денег. Умер Радомир Василевский в 99-м году.

 Помнил ли он о Нине Ивановой? Помнила ли она о нем?  Этого никто не знает.

 — Я случайно встретился с Ниной Ивановой в августе 2001 года, — неожиданно огорошил тележурналист Роман Побединский. — Так вышло, что я делал цикл передач о забытых именах и чудом нашел ее адрес. Нина Иванова наотрез отказалась от съемки, от любой помощи, слышать не хотела об интервью. Мы встретились мельком, возле метро. Седоватая и скромно одетая женщина с незнакомым лицом подошла ко мне. Мы поговорили пять минут. Она живет с сестрой. Ее пенсия от актерской гильдии составляет всего рублей шестьсот. “Таких, как я, забытых артистов, очень много. И поэтому не надо выделять меня одну. Чем я знаменита?” — ее взгляд был такой печальный, зимний, январский. В нем ничего не осталось от прежней весенней Татьяны Сергеевны — ни-че-го, понимаете? Это было так больно, что я отвел глаза…

 …Проспект мира. “Композиторский” дом в глубине двора. Тишина и покой. Будто и не в центре столицы. Но пройдешь всего несколько десятков метров, и тут же тебя поманит новогодняя сказка витрин. Никем не узнанная Нина Георгиевна Иванова живет здесь. Никогда и никому не рассказывает, что именно она “та самая Иванова”. И все же все об этом знают.

 Ее соседи по дому. Больные, за которыми она ухаживает. Нина Георгиевна сейчас работает медсестрой в больнице рядом с ВДНХ. В самом тяжелом, онкологическом отделении.

 — Уходит из дома засветло, едва я газеты разношу. А приходит очень поздно, устает сильно, — рассказывает почтальонша. — Вы себе не представляете, но ей до сих пор приходят поздравления со всей страны. Многие поклонники присылают открытки уже десятки лет. Вот что значит настоящая слава! Странно, что вы в Москве ее потеряли.

 Сама Нина Георгиевна так ни разу и не посмотрела прославивший ее фильм. Когда его ставят в программу, она просто выключает телевизор. И с актером Николаем Рыбниковым — влюбленным Сашей Савченко — после съемок она не виделась.

 — Нина Георгиевна не любит, когда ее хвалят. Поэтому просим не называть наши имена, а то она рассердится, — улыбаются соседи по дому. — Все знают, как Нина Георгиевна заботится о своей семье, своих младших сестрах и племянниках. Они — единственная семья, которая у нее есть. Одинокая она, хоть и виду не показывает. Все время за кем-то ухаживает. А еще специально покупает косточки для бездомных собак и кошек. Не может пройти мимо слабого и больного. Да что уж говорить, всему дому она уколы делает и никогда не требует благодарности. Нина Георгиевна очень сильный человек, иногда даже кажется жестокой, никого не пускает к себе в душу. Может, это и правильно. Разве ее хватит на всех, души-то…

 …Mы отправились к Нине Ивановой, когда шел снег. Несмотря на то, что она отказалась от встречи. На девяти розовых розах — ее любимых цветах — искрились снежинки. Желание исполняется?

 Разговор был предельно коротким:

— Из кино ушла, потому что кино перестали снимать. Наше поколение никому больше не нужно. Многие мои друзья ушли из жизни, бедствовали, особенно жалко было операторов, они пострадали первыми, — говорит Нина Георгиевна. — А сейчас — что говорить, я уже не в том возрасте, чтобы показывать свои морщины и рассказывать о себе. Не надо мне никаких почестей. Актрису должны запомнить молодой. Актриса должна уйти красиво…

 Нина Георгиевна так и не открыла нам дверь своего дома. За букетом роз, мерзнущих на снегу, спустилась ее родная младшая сестра Ольга Георгиевна. “Мы совсем не похожи с Ниной, — сразу же развеяла она наши иллюзии. — Нина напоминает маму, такая же красавица. А я пошла в отца. Сейчас нас осталось три сестры, одна умерла… Нина не любит вспоминать при чужих о своем актерском прошлом, но когда мы наедине, она рассказывает о тех днях и людях, с которыми ее свела судьба, с большой теплотой.

 Вы знаете, она так ни разу и не посмотрела прославивший ее фильм. Когда его ставят в программу, она просто выключает телевизор. И с актером Николаем Рыбниковым – влюбленным Сашей Савченко – после съемок она больше не виделась”.

 В больнице Нину Георгиевну Иванову знают как активную общественницу. Даже на выборах в Государственную Думу 7 декабря она весь день работала на избирательном участке — она входит в штаб “Яблоко”, где ее знают и уважают.

 6 января московской медсестре Нине Георгиевне Ивановой исполнилось 70 лет. Мы знаем, что она никогда не празднует свой день рождения, только православное Рождество, в канун которого появилась на свет. И все же мы поздравляем ее с праздниками. Говорят, что незаменимых у нас нет. Да, незаменимых нет. Есть неповторимые.

 — А ведь эта ваша Нина Иванова счастливая, — усмехаясь, заметила одна знакомая киноактриса. — Многие из нас все что угодно отдали бы, лишь бы оказаться на ее месте. Суетимся, топчемся, выклянчиваем ролишки у режиссеров в фильмах, о которых на следующий же день никто и не вспомнит. А у нее была одна Роль и один Фильм в жизни, зато такие, после которых и умереть не страшно.

Екатерина САЖНЕВА, Андрей БАСОВ

mk.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий