Далеко не все было идеально в бывшем Союзе Советских Социалистических республик. Поэтому он так легко, без особого сопротивления со стороны его граждан и развалился. Но не все в нем было так уж и плохо, как утверждают новоиспеченные горе-историки.
Да, что касается шмоток и колбасы, то тут Европа и Америка выглядели привлекательнее по сравнению с полупустыми магазинными полками СССР. Но, как говорится, не единым хлебом жив человек. В Советском Союзе тоже были свои преимущества перед Европой. И забывать об этом не стоит.
Четырнадцать королей на одном пьедестале
В 1982 году я работал заместителем редактора в городе Марксе Саратовской области. И, как победитель областного соревнования журналистов, был премирован семейной путевкой в Международный дом отдыха журналистов, который находился на озере Балатон, в Венгрии.
В течение месяца у меня была прекрасная возможность общаться с коллегами из всех демократических государств, так называемых, стран социалистического лагеря – из ГДР, Чехословакии, Польши, Болгарии и т.д. Все мы жили в одинаковых, достаточно комфортных условиях, все питались в одном ресторане. Программа отдыха была достаточно разнообразной и насыщенной.
Оказавшись впервые в дальнем зарубежье, как теперь его называют, да еще в обществе представителей нескольких государств, я с особым пристрастием приглядывался ко всему окружающему меня, надеясь увидеть там то, о чем раньше только слышал.
Первое, что бросилось в глаза, — это исключительные чистота и порядок на улицах и площадях Будапешта. Сравнение было явно не в пользу Москвы. Не знаю, как сейчас, а тогда столица СССР была основательно замусорена, выглядела провинцией.
Запомнился своей оригинальностью и скульптурный ансамбль на главной площади Будапешта – «Мемориал 1000–летие». Скульптура, на которой представлены фигуры 14-ти королей Венгрии, творцов ее истории. Наверное, все они были с разными политическими пристрастиями, по– разному видели будущее своей страны, но это не мешает нынешним жителям Венгрии относиться к этому лояльно, свято чтить свою многовековую историю.
Чего, к сожалению, нельзя сказать о нынешней Украине, где всех исторических деятелей делят на своих и чужих, на героев и негероев. Где варварски разрушают их памятники.
Оправдались слухи и о колбасном изобилии в Европе. Действительно, там мы увидели все то, что видим сегодня на наших магазинных полках, и чего не было тогда у нас, в Союзе.
То есть, ради объективности должен сказать, что на первый взгляд Европа в те годы выглядела более привлекательно по сравнению с нашей советской действительностью. Да и признаки демократии там просматривались более отчетливо. Не могу не привести по этому поводу такой факт. По плану в доме отдыха была предусмотрена пресс-конференция с высоким партийным чиновником.
И такая конференция состоялась. Я был очевидцем того, как к пресс-клубу подъехала легковая машина, по-моему, «Жигули». За рулем ее сидел мужчина, которого нам представили как заведующего отделом пропаганды ЦК компартии Венгрии. Приехал он из Будапешта, за двести километров, один, без водителя и на собственном автомобиле. Это была для меня неожиданность. В Союзе даже колхозный парторг ездил на персональном авто и обязательно с личным водителем.
Почему плакала немка
Но не для того затеял я свои воспоминания о поездке на Балатон, чтобы умиляться европейскими колбасными преимуществами. Просто ради объективности я не мог не сказать об этом. Удивило же меня там и по-доброму согрело душу совсем другое. Такое, что нельзя сравнить ни с колбасой, ни с чем другим, материальным, что свободно продается и покупается.
Случилось непредвиденное – заболел товарищ из нашей советской группы. Пришлось вызывать «скорую», отправлять его в больницу. Больного провожали всей группой, на виду у всех отдыхающих. А потом, через неделю, мы также всей группой встречали уже выздоровевшего коллегу. И тоже на виду у всех отдыхающих.
И вот в этот момент к нашей группе подошла женщина, немка. А поскольку мы с женой стояли ближе к ней, к нам она и обратилась с вопросом:
— Это что, ваш родственник, — спросила она, указывая на того, кого мы встречали, шумно приветствуя его с возвращением из больницы.
— Нет, — отвечаю, — просто член нашей группы.
— И вы его так тепло, участливо встречаете, — продолжала немка. – Я вам завидую. У меня тоже муж на днях попал в больницу, перенес операцию. Но никто, ни один человек из нашей группы не подошел ко мне, не спросил даже, как муж чувствует себя.
На глазах женщины появились слезы. Она плакала:
— И вы еще говорите, что у вас в Союзе плохо, завидуете нам. Вы здорово ошибаетесь, завидовать надо вам, а не нам.
Скажу откровенно, такое неожиданное признание незнакомой немецкой женщины тронуло меня. Оно заставило меня и моих товарищей задуматься: может, и правда наши советские ценности стоят того, чтобы нам завидовали.
Тетя Маша и колбаса
О том, что не единым хлебом и колбасой жив человек, мне довелось убедиться и еще раз, спустя года три после возвращения с Балатона. И тоже во время моей работы в газете города Маркса. На этот раз была такая история.
Для тех, кто не в курсе, поясняю. Город Маркс и Марксовский район – это часть территории бывшей республики немцев Поволжья. То есть, там проживали (и теперь живут) немало людей немецкого происхождения. Где-то в средине 80-х усилился их отток в Германию. Их там охотно принимали, предоставляли работу и достойные бытовые условия. Уезжала туда в основном молодежь. Определенные трудности для выезда в Германию, конечно, были. Все это шло через КГБ.
Одна из супружеских пар, уже обжившаяся в Германии, пригласила к себе на постоянное жительство свою мать, пожилую женщину из села Бородаевка, тетю Машу. Не без труда добилась тетя Маша визы для поездки в Германию. И сражу же уехала. Но прошел, по-моему, всего год и она вернулась в свою Бородаевку.
Меня, как журналиста, это заинтересовало. Вместе с председателем Бородаевского сельсовета мы побывали у тети Маши. Первый вопрос, который задала председатель сельсовета вернувшейся из Германии, был такой:
— Тетя Маша, — сказала она, — когда ты уезжала в Германию, а мы тебя отговаривали, ты говорила нам: хоть колбасы наемся вволю. Чем не понравилась тебе Германия?
Привожу ответ тети Маши, как я его запомнил. По ее словам, Германия ей понравилась, материально она там была обеспечена хорошо. Ей предоставили сразу однокомнатную квартиру, назначили хорошую пенсию. Но ей не хватало простого человеческого общения с людьми. Дочь и зять все время на работе, на фабрике. Все время одна. К соседям, к знакомым пойти нельзя без приглашения, в Германии это не принято.
Стала подумывать о возвращении в Бородаевку. Дочь и зять ни в какую не отпускали. Тогда тетя Маша пошла на хитрость, сказала, что она погостит немного и вернется снова в Германию. Но как только переехала границу, увидела советского пограничника, по словам тети Маши, она расплакалась. Так соскучилась она по своей Родине. И тут же твердо решила: больше не вернусь в Германию.
На мой вопрос, как же она собирается жить в Бородаевке, если у нее нет даже собственного дома, она ответила:
— Ничего, как-нибудь проживем, у меня же здесь есть двоюродная сестра. Да и сельчане все мне хорошо знакомы, не оставят в беде. Главное, что я дома. Тут у меня есть с кем разделить радость и беду.
Делать какие-то выводы из всего вышесказанного не собираюсь. Их сделала сама жизнь. Уже давно нет Советского Союза. А вместе с ним ушло и то, что его наполняло. Теперь у нас капитализм, да не абы какой, а дикий, где вместо закона – чиновничий произвол, а демократия воспринимается как вседозволенность. Такие же понятия, как коллективизм, гуманизм, чувство долга, взаимовыручка, просто неуместны в нашем нынешнем обществе.
Теперь мы живем каждый сам по себе, отгородившись друг от друга заборами и мобильными телефонами. Правда, иногда собираемся на майдане. Но майдан – это не коллектив, это просто большая толпа, обуреваемая эмоциями, которыми ловко пользуются политические шулера.
Николай Зубашенко