МАЙДАН УВЯЗ В ПЕРЕГОВОРАХ. Украина возобновила диалог с ЕС о вступлении в ассоциацию, но он не решает ключевой проблемы Януковича

Украинский президент Виктор Янукович снова поменял курс. После довольно жесткой зачистки от протестующих центра Киева, и попытки разогнать Майдан, Украина возобновила переговоры с Евросоюзом по подготовке к подписанию соглашения об ассоциации.

 В четверг, 12 декабря, в Брюсселе первый вице-премьер Украины Сергей Арбузов и еврокомиссар по расширению и политике европейского соседства Штефан Фюле начали первый раунд переговоров на тему евроинтеграции. Ранее Фюле заявлял о неготовности ЕС пересматривать уже парафированное соглашение об ассоциации с Украиной. Однако в настоящее время, как можно понять, Брюссель готов пойти на уступки – обсуждать «дорожную карту» реализации соглашения об ассоциации, условия соглашения Киева с Международным валютным фондом и усиление помощи ЕС.

 Ослабила давление на Киев и Москва. В этот же день первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заверил, что все стороны заинтересованы в обсуждении перспектив развития украинской экономики, но делать это нужно «в спокойном состоянии, а не под влиянием настроений улицы».

 В итоге министр иностранных дел Украины Леонид Кожара заявил, что считает реальными шансы подписать соглашение об ассоциации в ходе саммита Украина – Евросоюз весной 2014 года. «Это реально, это абсолютно реально. Более того, я думаю, что существует много возможностей подписать этот документ», — отметил он.

 На деле, Янукович играет в свою игру. Повернуть в сторону России он не может без риска балканизации страны. Похоже, понимают это и в Брюсселе, и в Москве. Поэтому речь уже не идет о том, чтобы Киев сделал однозначный, взаимоисключающий выбор – европейский либо евразийский. Теперь, после серии массовых протестных акций украинских сторонников евроинтеграции, Россия и Евросоюз перешли к поиску приемлемого компромисса, при котором Украина могла бы вступить в ассоциацию с ЕС, не порывая окончательно торговых связей с Москвой.

 Можно сказать, Януковичу расширили поле маневра. Другое дело, что в этом новом поле каждая из сторон по-прежнему тянет одеяло на себя. Украинский премьер Николай Азаров объявил, что правительство просит у Евросоюза 20 млрд евро в рамках подписания соглашения об ассоциации – в виде инвестиций европейцев в «совместные взаимовыгодные проекты» — например, по модернизации транспортных коридоров.

Со своей стороны, Москва пытается сохранить влияние на Киев, скорректировав торговые отношения с ним. Как заявил Игорь Шувалов, партнерство с Украиной будет продолжаться вне зависимости от того, решит ли Киев создавать зону свободной торговли с ЕС, и что «украинская сторона нам предлагает более углубленный промышленный трек, серьезные промышленные кооперационные связи». Наконец, Евросоюз тоже не сидит сложа руки, и активно пытается вытеснить Россию из переговорного процесса – так, нынешняя встреча Фюле-Арбузов проходит без представителей РФ.

 Что характерно, украинская оппозиция вообще оказалась за бортом переговоров – «майданщиков» не принимают в Брюсселе. Однако лидеры протеста – Арсений Яценюк («Батькивщина»), Виталий Кличко (УДАР) и Олег Тягнибок («Свобода») – по-прежнему необходимы Западу как рычаг давления на Януковича. Поэтому стояние на Майдане, скорее всего, продлится до момента подписания соглашения об ассоциации весной 2014 года, либо до президентских выборов 2015 года.

Какими могут быть контуры компромисса ЕС-Россия-Украина?

 – Янукович не справится с европейскими чиновниками, и запросит помощи у Москвы в переговорах с ЕС, – уверен заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Только Россия способна привлечь к трехстороннему диалогу Россия-ЕС-Украина европейские страны, которые реально распоряжаются деньгами Евросоюза – прежде всего, Германию.

 Если же господин Арбузов всерьез рассчитывает самостоятельно добиться чего-то от господина Фюле – он глубоко ошибается. Фюле не распоряжается деньгами ЕС, и не уполномочен менять условия соглашения о создании зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. Уверен, в итоге окажется, что на переговорах в Брюсселе Фюле предлагал ровно те же условия, что были в парафированном соглашении – за исключением, возможно, пункта об освобождении Юлии Тимошенко, о которой европейцы «забудут».

 Но дело не в Тимошенко. Украине действительно нужны сейчас кредиты, причем вовсе не на условиях Международного валютного фонда (МВФ). Потому что взять деньги на условиях МВФ – с точки зрения действующей украинской власти – означает подписать себе смертный приговор.

«СП»: – Почему вы так считаете?

 – Условия Фонда включают следующие пункты: поднятие внутриукраинских цен на газ для населения, поднятие расценок на тарифы ЖКХ, поднятие возраста выхода на пенсию, замораживание зарплат, сокращение бюджетных расходов на социалку. Словом, это целый букет либерально-монетаристские мер по стабилизации экономики. Для Януковича их реализация означает гарантированное поражение на выборах 2015 года.

«СП»: – Вы считаете, переговоры Фюле-Арбузов закончатся ничем. Можно предположить, что следующим шагом будут уже трехсторонние переговоры, с участием России, Украины и Германии?

 – Надеюсь, что госпожа Меркель вскоре закончит формирование правительства, и назначит нового министра иностранных дел вместо господина Вестервелле, чтобы он мог спокойно бегать на чужие митинги. (4 декабря Гидо Вестервелле прилетел в Киев и побывал на Майдане Незалежности. Он прошелся по Майдану и поприветствовал митингующих, а также встретился с Виталием Кличко. После этого Яценюк заявил, что «сегодня в Украине находятся министры иностранных дел разных стран мира – это свидетельство, что мир не просто наблюдает, а поддерживает борьбу украинцев за свои права», – «СП»). После этого, надеюсь, приемлемое решение будет найдено в ходе диалога Россия-Германия-Украина.

 Россия – напомню – последовательно подчеркивает: мы не возражаем против подписания Украиной соглашения об ассоциации. Но мы против условий зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, которые фактически отрывают украинский рынок от российского и рынков стран СНГ. Обратите внимание: Турция, имея зону свободной торговли с Евросоюзом, ведет переговоры о создании аналогичной зоны с Таможенным союзом. Это значит, компромисс возможен, и что Турции европейцы не выдвинули таких жестких условий, как Украине – или туда, или сюда.

«СП»: – Как компромисс ЕС-Украина может выглядеть – по аналогии с Турцией?

 – Европейцы не должны требовать от Украины обнуления таможенных пошлин на товары, поступающие из ЕС. Пошлины нужно хотя бы немного приподнять. Кроме невысокого таможенного барьера между Украиной и Евросоюзом, должен быть невысокий барьер между Украиной и Россией.

 Кроме того, в нынешнем виде договор о зоне свободной торговли несимметричен: европейские товары смогут поступать на Украину беспрепятственно, а вот украинским товарам выход на европейский рынок заказан – они не сертифицированы по стандартам ЕС. Я абсолютно уверен, что турки ни за что не согласились бы на подобные ассиметричные условия. Зона торговли Украина-ЕС должна быть взаимной – как у Турции.  Два этих вопроса и образуют контуры возможного компромисса.

«СП»: – Почему компромиссное решение по турецкой модели изначально не рассматривалось?

 – Вся программа «Восточное партнерство» замешана на идее, что России как бы не существует, и замечать ее не следует. Именно поэтому к «партнерству» с осторожностью относились страны Старой Европы. Дело в том, что истинной целью «партнерства» было не сотрудничество с восточноевропейскими странами, а попытка выстроить буферную зону между Западом и Россией. Неудивительно, что главные роли в «Восточном партнерстве» всегда играли Польша и Литва – с их мечтами создать Великое княжество Литовское.

«СП»: – Насколько реально достичь соглашения в формате Украина-Россия-Германия до весны 2014 года?

 – Вполне реально – было бы желание…

 

 – То, что мы сейчас наблюдаем – тактическая игра всех трех сторон: Януковича, ЕС и России, – считает директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ Алексей Власов. – Евросоюз и Россия хотят продемонстрировать, что не давят на Украину, а Украина – что готова вести диалог и с обеими сторонами, не разрывая ни с кем отношений. Но не вытанцовываются пока главный вопрос: кто готов дать Украине деньги, которые нужны ей здесь и сейчас, в декабре?

 В декабре, напомню, Киев должен рассчитаться с Москвой за газ, а рассчитываться ему нечем. Если денег не будет, перед украинским руководством встанет более глобальный вопрос, чем нынешние протестные акции – выживаемость экономики страны.

 «Газовая» тема благодаря Майдану отошла на второй план, на первый выдвинулась тема беспорядков и свержения законно избранного президента. Но от этого центральный вопрос дня – как украинская экономика собирается жить дальше? – никуда не исчез. Никто из переговорщиков на этот вопрос ответа пока не дает.

 Есть еще один момент, который определяет нынешнюю ситуацию. Януковичу выгодно, чтобы протест увяз в переговорах, будь то переговоры с Брюсселем или с Москвой. Пока идет говорильня, никто не допустит радикализации действий оппозиции на Майдане – я имею в виду спонсоров украинского протеста из Польши, Литвы, Швеции. Просто потому, что на фоне переговоров с ЕС заявления Тягнибока будут выглядеть не слишком красиво.

 Янукович по переговорному вопросу пока выигрывает, но с «газовым» ситуация патовая. Готов Евросоюз дать Украине денег? Похоже, нет. Готов МВФ? Только на условиях болезненных структурных реформ украинской экономики. Готова Россия? Возможно. И в этом, как мне кажется, ключ к дальнейшему пониманию хода событий…

 СВОБОДНАЯ ПРЕССА 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий