ЕВРОМАЙДАН: революция больших кошельков

 Стоило украинскому руководству отказаться от сценария евроинтеграции, и тут же страна получила очередной «майдан» с приставкой «евро». Желающие попасть в Европейское сообщество посредством Вильнюсских договоренностей оказались крайне возмущены таким демаршем и вышли на улицу выразить свой протест. При этом протест вскоре оказался несоизмеримо масштабнее сути дела. Соглашение об ассоциации – это еще далеко не билет в члены ЕС и, казалось бы, проблем в стране, которые могли бы претендовать на аналогичный «майдан», — хватает. Почему именно «евромайдан» так громко «выстрелил»? В этой ситуации все примерно так, как говорил автор теории относительности, некто А. Эйнштейн: «Вы думаете, всё так просто? Да, всё просто. Но совсем не так».

Да здравствует майдан-2013!

Красочные флаги Европейского союза, палатки и характерные плакаты, антироссийские и проевропейские лозунги – так можно в двух словах описать мероприятие, которое началось поздним вечером 21 ноября и уже третью неделю будоражит информационное пространство стран СНГ и Европы. 30 ноября мирная акция протеста была разогнана силовиками, затем последовали беспорядки и столкновения с представителями власти. Украина делает новую революцию?

Еще 13 ноября ключевые фигуры украинской оппозиции Арсений Яценюк (фракция «Батькивщина»), Виталий Кличко (фракция УДАР), Олег Тягнибок (неонацистская фракция «Свобода»), а также лидер общественного движения «Третья украинская республика» Юрий Луценко — заявили о намерении провести «Евромайдан», в случае, если Виктор Янукович проманкирует соглашение с ЕС.

Когда стало очевидно, что Янукович вернется из Вильнюса без подписанного соглашения, «Евромайдан» получил зеленый свет. 21 ноября поздно вечером недовольные срывом евро-соглашений начали собираться на главной киевской площади. Сначала людей было немного, несколько сотен, затем, в последующие дни, количество митингующих начало стремительно расти.

Очевидно, что «Евромайдан» не спонтанное мероприятие, а является заранее подготовленной и хорошо спланированной акцией. С самого начала ощущалось наличие организационной составляющей: были задействованы СМИ и социальные сети, мобильная связь, из ниоткуда выросли палатки митингующих и появилось несчетное количество флагов, баннеров, листовок, завозились продукты, была оказана помощь в предоставлении ночлега иногородним.

Лидеры оппозиции объявили намечающийся «майдан» судьбоносным событием. Виталий Кличко в первый же день акций протеста призвал украинцев выходить на улицу и требовать евроинтеграцию.

После немноголюдного первого дня акции, оппозиционные силы посредством соцсетей активно призывали выйти повторно и собрать больше 100.000 тысяч человек. «Все, кому небезразлично будущее, кто устал от беззакония и коррупции, кто хочет положить конец продажным судам, ежедневным поборам и притеснениям, кто стремится к европейскому будущему – обязательно приходите 24 ноября на «Евромайдан» — говорилось в сообщении «батькивщины» на их страничке в Facebook.

Юрий Луценко в своем аккаунте на фейсбуке разогревал майданщиков такими высказываниями: «Если нас будет больше, чем вчера – появится шанс изменить ситуацию. Т.к. 3 тысячи – это митинг, и 20 тыс. – митинг. А 100 тысяч – фактор внутренней и внешней политики». Подобный призыв звучал и от Арсения Яценюка. Очевидно, что необходимость рекламировать событие была, потому что еще 22 ноября люди понятия не имели в честь чего собрались недовольные на майдане. По данным издания segodnya.ua, которое провело небольшой блиц-опрос среди прохожих, почти никто не мог точно назвать цель митинга.

Тем временем на майдане продолжали собираться люди. Организаторы митинга призывали студентов съезжаться со всей страны в поддержку акции. 26 ноября университет им. Шевченко, Киево-могилянская академия и КНЭУ отпустили студентов с пар на Майдан, решать судьбу страны. В целом, судя по фото и видео материалам, возрастная структура на акции весьма различная, от молодежи до пожилых людей.

В первые дни майдана разгоряченная толпа скандировала антироссийские лозунги, призывала к отставке Правительство и Президента Украины, требовала от государства возврата на курс евроинтеграции. Безусловно, в эти дни выплеснулось наружу не только разочарование в связи с отказом от подписания ассоциации с ЕС, но и общее недовольство государственной политикой в различных сферах. На этом ярко и эффектно сыграли оппозиционные лидеры, получившие идеальную площадку для удвоения, а то и утроения своего политического капитала. «Это уже не митинг за интеграцию в Европу. Это революция», – заявил Луценко перед собравшимися.

Внимание, провокаторы в толпе!

Однако не все так радужно в этой истории. Кроме богатой организации мирной части майдана, кем-то были организованы и группы провокаторов. По утверждениям очевидцев на митинге периодически наблюдалось появление молодых людей спортивного телосложения, в масках, с металлическими трубами или арматурами, в шлемах, с газовыми баллончиками, иногда даже в защите и камуфляже. Понятно, что спонтанно такие группировки явно не могли организоваться и значит были кем-то инструктированы и действовали по чьему-то указанию.

Возможно подобная группа агрессивно настроенных людей спровоцировала силовиков 30 ноября, в результате чего «Беркут» осуществил разгон майдана. На некоторых видеозаписях этих событий видно, как некоторые митингующие явно вышли за рамки пассивного протеста. Другую версию высказал глава Запорожской Обладминистрации Александр Пеклушенко, заявив, что команду на силовой разгон Евромайдана в Киеве давал провокатор или группа провокаторов. Имеется ли ввиду подавший в тот же день в отставку глава Администрации Президента С. Левочкин или глава киевской милиции Валерий Коряк – неясно. В этой истории еще предстоит разобраться.

Разумеется, евро-оппозиция сразу же обвинила в провокациях государство. Скажем так, выгоду от провокаций теоритически может извлекать и власть и оппозиция. Но в данном случае было бы откровенно глупо со стороны властей применять силу, ведь эффект от разгона майданщиков долго ждать себя не заставил и в последующие два дня акции протеста усилились, зарядившись негативом от разгона 30 ноября. В свете этих событий версия о провокаторах, нанятых властью, кажется весьма сомнительной.

Зато событие, произошедшее на следующий день, подтверждает провокационную деятельность со стороны самой оппозиции. Так, 1 декабря в Киеве группа «неизвестных провокаторов» попыталась снести памятник Ленину. Прибывшие на место сотрудники «Беркута» попытались оттеснить их от памятника, но встретили неожиданный и хорошо организованный отпор.

Среди «неизвестных провокаторов» журналисты обнаружили брата Андрея Тягнибoка — Олега, депутата от фракции «Свобода» Эдуарда Леoнoвa, а также других членов праворадикальной партии «Свобода».

1 декабря вечером уже совсем не мирно митингующие попытались штурмом взять здание Администрации президента. Молодые люди спортивного телосложения подогнали к зданию трактор, с помощью которого попытались прорвать оборону силовиков.

Спецподразделению «Беркут» не сразу удалось оттеснить радикально настроенных людей. При этом молодежь в масках забросала силовиков петардами и закидала их тротуарной плиткой. Некоторые были вооружены дубинками и электрошокерами. Также оппозиция прорвалась в здание мэрии и захватила Дом профсоюзов.

Интересно как бы в аналогичной ситуации поступили, например, власти Германии? Очевидно, что захват государственных учреждений был бы жесточайшим образом пресечен в любой европейской стране. Надо отдать должное терпению украинских правоохранителей, которые принимали на себя удары и летящие предметы, ни разу не применив оружие. По некоторым данным в больницу попало свыше 90 сотрудников милиции.

За деньги или за идею?

В результате субботнего разгона протестующих силами Беркута, «евромайдан» умудрился перерасти в самостоятельную политическую акцию, сплотившую всех сторонников евроинтеграции и недовольных действующей властью.

Однако на этапе зарождения — «евромайдан» не был самодостаточным мероприятием. Перед оппозицией стояла задача собрать костяк митинга, все-таки не каждый день Украина срывает подписание соглашений с Европейским союзом, а другой подобной возможности поднять массы до выборов — могло и не быть. Предсказать как будет развиваться «евромайдан» никто не мог, поэтому оппозиция подключила огромные финансовые ресурсы для организации и раскрутки митинга.

Логично, что имели место и попытки привлечения участников акции за вознаграждение.

Еще 22 ноября в сети появились приглашения постоять некоторое время с флагом на Майдане, естественно за отдельную плату. В целом в украинском сегменте сайтов с коммерческими объявлениями в дни, предшествовавшие митингу, появилось множество сообщений о приглашении людей на некое массовое мероприятие. Сумма вознаграждения за участие варьировалась от 80 до 150 гривен за несколько часов проведенных на акции. В большинстве объявлений указано, что митинг проходит под вывеской «За ЕС».

Такие сообщения появлялись и в соцсетях, где открыто не говорилось о сути мероприятия, однако исходя из даты и указанного места сбора очевидно, что речь шла о «евромайдане».

Другой аспект – это организационная часть: транспорт — людей организованно свозили из разных областей. Оборудование – еще в первые дни была собрана сцена для выступлений. Питание – помимо многочисленных кафешек, были разбиты бесплатные пункты питания. Флаги, баннеры, стикеры, листовки – были в наличии в огромном количестве. Также для приезжих был решен вопрос с жильем – места в хостелах были оплачены некими украинскими бизнесменами.

Участники мероприятия на вопрос о происхождении ресурсной базы митинга ссылались на пожертвования сочувствующих граждан и собственные припасы. Однако поднять такую акцию на собственные средства сродни фантастике, тогда бы уже давно по всему миру гремели народные революции.

«Аргументы и факты» приводят приблизительный подсчет некоторых орграсходов на майдан: «за неделю на аппаратуру на «Евромайдане» потратили, вероятно, 140–200 тысяч гривен (555–793 тысячи рублей). К этим расходам нужно добавить ещё массу более мелких: раздачу листовок и флаеров — 45 грн/час (178 рублей), аренда палаток — от 80 грн/сутки (чуть более 300 рублей), обеспечение горячим чаем и едой». Хотя это не самая затратная статья расходов.

Наиболее дорогостоящей частью является обеспечение информационной поддержки, а это уже куда более серьезные суммы. Оплата работы журналистов и публикация материалов в СМИ, эфир на телевидении, работа с соцсетями и блоггерами.

Точную сумму затраченных на «евромайдан» средств мир узнает не скоро. Но для того, чтобы понимать масштаб действа вспомним как это было в 2004 г. Российский олигарх Борис Березовский, который был одним из спонсоров «оранжевой революции» в интервью 2011 года заявил, что на «майдан-2004» Ющенко и компания запросили 8 миллионов долларов, а закончилось все 45 миллионами. При том, что Березовский был далеко не единственным источником финансирования и, кстати, за потраченные доллары олигарха никто так и не отчитался…

На официальном сайте оппозиционного общественного движения «Третья Украинская республика» её лидер и некогда «полевой командир» предыдущего Майдана — Юрий Луценко — признался, что полгода работы его организации стоят 100 тысяч долларов. При этом деньги поступают не от одного спонсора, а от множества — такова новая стратегия поиска средств. Как минимум четверых спонсоров Луценко уже нашёл. Но их имена не разглашает.

По данным журнала «Эксперт» Петр Порошенко, выступая в передаче телеканала BBC «Трудный разговор», прямым текстом сказал: сегодняшние волнения на Украине организуются именно на его деньги. Заявление Порошенко демонстрирует, что в действительности степень народного гнева не столь уж и высока и без постоянной подпитки вряд ли приведет к чему-то серьезному, по крайней мере в данный момент – считают в «Эксперте».

За политическими декорациями «евромайдана»

Наверное, самый интересный эпизод приключился именно с Петром Порошенко. Во время столкновений «Беркута» с демонстрантами на Банковой улице — Порошенко забрался на бульдозер и обратился к митингующим. Но собравшиеся не вняли пламенной речи олигарха и забросали его мусором. Затем участники митинга скинули Порошенко с бульдозера. Сам же политик обвинил во всем пресловутых провокаторов.

Как выяснилось впоследствии — трактор принадлежит Порошенко и вероятно провокаторы тоже появились там с подачи олигарха. Петр Алексеевич видимо хотел сыграть Ленина, объявив революцию свершенной, и рассчитывал продемонстрировать Европе, что именно он, забравшись на трактор, приведет Украину к Европе в качестве ее лидера. Однако Ленина из Порошенко не получилось.

У киевских акций протеста нет реального лидера. Олег Тягнибок, Виталий Кличко и Арсений Яценюк – не имеют поддержки аналогичной той, которую получил Виктор Ющенко в 2004 году. Порошенко фактически провалился, не годится на эту роль и бывший министр внутренних дел Луценко, при Ющенко имевший репутацию «серого кардинала», но никак не лидера. Юлия Тимошенко все еще в тюрьме, хотя ее потенциал наиболее востребован, она стала «героем-мучеником» режима Януковича. Идеальный старт для выборной кампании.

Впрочем, каждый из них будет на что-то претендовать в случае изменения политического расклада во власти. Хотя неизвестно как в дальнейшем будет вести себя объединившаяся под лозунгами «евромайдана» оппозиция – очевидно, что кто-то будет вынужден потесниться в борьбе за «престол», тем более разногласий среди ключевых оппозиционеров более чем достаточно. Уже в ближайшее время весьма вероятен раскол «единого» майдана.

Не стоит также забывать, что у лидеров оппозиции политические интересы и «радение» за будущее страны тесно переплетены с банальными бизнес-интересами, ведь каждый из них является владельцем крупной бизнес-империи.

У Виталия Кличко, кроме гонораров от спортивных достижений и промоутерского бизнеса, есть интересы в строительной сфере, а также в производстве алкогольных напитков. Журналисты утверждают, что Виталий Кличко и его брат владеют сетью заправок в Киеве, им же принадлежит яхт-клуб и множество элитных объектов недвижимости. Хотя империя довольно скромная в сравнении с другими украинскими бизнес-гигантами, однако есть неплохие шансы посредством политической карьеры исправить ситуацию в лучшую сторону.

Порошенко, согласно последним оценкам Forbes, занимает 5-е место среди украинских богачей, его состояние оценивается в $1,8 млрд. В числе ключевых бизнес-активов олигарха находится кондитерская компания Roshen, Луцкий автомобильный завод, корпорация «Богдан», верфь «Ленинская кузня», а также медийный актив — телеканал «5 канал».

Несмотря на то, что Луценко в эпоху Ющенко являлся госслужащим и единственным доходом была министерская зарплата, журналисты указывали на многочисленные приобретения семьей Луценко объектов недвижимости, земельных участков, долей в бизнесе.

Наиболее идейным из группы «евромайдан» является  Тягнибок, не замеченный в крупных бизнес-предприятиях, хотя имеющий свои источники финансирования партии «Свобода» и вероятно рассчитывающий на рост их числа. К слову, первой жертвой евроинтеграции как раз Тягнибок и станет, ведь европолитики и их израильские коллеги неоднократно призывали к запрету антисемитской неонацистской партии.

Нет сомнений в том, что текущая политическая схватка идет на уровне больших кошельков оппозиционеров и именно «евромайдан» стал главным катализатором закулисной борьбы за власть, которая началась с первого дня поражения «оранжевых» в 2010 году.

Это важно понимать, остудив революционный пыл. Не шахтеры и рабочие, и не средний класс делает киевскую революцию, а толстые кошельки украинского политического театра. Изменят ли итоги «евромайдана» тяжелую ситуацию в экономике? Разумеется, нет, ибо ни за одной политической силой на Украине нет реальной экономической программы. Политика здесь не выходит за рамки личных интересов Яценюка, Кличко, Тягнибока и Порошенко.

http://forum-msk.org

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий