200 ТАНКОВ ШТУРМОВАЛИ ЗАПОРОЖЬЕ. Второй взрыв плотины ДнепроГЭСа.

У городка Лютеж, севернее Киева, советские войска взяли реванш за поражение у Букрина. Генерал Ватутин внезапно для немцев начал наступление, взял Киев и продолжил наступление в юго-западном направлении. Генерал-полковник Конев частями 2-го Украинского фронта при активной поддержке партизанских отрядов создал мощный плацдарм в Кременчуге и Черкассах.

Однако самым угрожаемым пунктом с середины октября 1943 г. для немцев стало Запорожье. Запорожье – индустриальный город на юге Украины, до 1921 г. – Александровск, в честь командующего первой русской армией князя Александра Голицына. Колыбель украинского казачества. Расположен на двух берегах р. Днепр, который разделен на два рукава легендарным островом Хортица.

Летом 1941 г. гитлеровцы рвались к промышленным центрам Украины, к крупнейшим энергетическим мощностям. Встал вопрос об эвакуации жемчужины советской энергетики – Днепровской гидроэлектростанции имени В.И. Ленина… Немцы двинули к Днепру танковые колонны. Утром 18 августа немецкие танки неожиданно подошли к Запорожью с правого берега. Верховным главнокомандованием было дано задание советским войскам Юго-западного фронта укрепиться на рубеже реки Днепр и задержать противника. В этих целях, в крайнем случае, взорвать плотину Днепровской гидростанции, чтобы вражеские войска не смогли с ходу перейти на левый берег реки и занять важный промышленный центр.

По мосту через старое русло Днепра немцам удалось прорваться на Хортицу, приблизиться к Днепрогэсу и начать орудийно-минометный обстрел его защитников. При постоянном шквальном обстреле немцами города все очевиднее становилась угроза срыва демонтажа и успешной эвакуации промышленных предприятий. Перед советским командованием встала задача выбить фашистов с Хортицы. В ночь с 3 на 4 сентября частям 274-й дивизии удалось высадиться в центральной части острова и закрепиться на небольшом плацдарме. Затем плацдарм расширили, наши стрелки пошли в наступление и вскоре освободили Хортицу.

Целый месяц советские войска удерживали остров. За это время на Урал и в Сибирь перебазировались многие предприятия, в том числе «Запорожсталь» и «Днепроспецсталь», начавшие уже с весны 1942 года производить для фронта бронированный стальной лист. Были вывезены 22 завода союзного значения и 26 предприятий легкой и пищевой промышленности. Кроме того, были эвакуированы машиностроительный, педагогический институты и другие учебные заведения. 4 октября советские войска оставили город.

Обороняющиеся подразделения, переключив генераторы ГЭС на самосожжение, вывели турбины из строя. Разрушение машинного зала Днепрогэса было произведено работниками станции. Советские части отступили на Левобережье, взорвав Днепровские плотины и железнодорожный мост через Днепр. В теле плотины образовалась большая брешь, пошел активный сброс воды. В результате возникла обширная зона затопления в нижнем течении Днепра. Гигантская волна смыла несколько переправ Группы армий, потопила много подразделений Вермахта. Почти 30-метровая лавина воды пронеслась Днепровской поймой, заливая все на своем пути, всю нижнюю часть Запорожья. Десятки судов, вместе с судовыми командами, погибли в том ужасном потоке. Кроме войск, погибли в плавнях, обширных болотистых низинах десятки тысяч голов скота и много людей, которые на тот момент были в том месте на работе.

На восстановление плотины фашисты согнали тысячи местных жителей и военнопленных. Им удалось починить три генератора. Оккупанты пытались запустить электростанцию. Несмотря на жесткий режим и охрану, на стройке то и дело обнаруживали перерезанный провод или кабель, возникали задержки в работе, исчезали машинные части. За каждым актом саботажа следовали пытки, аресты, расстрелы… Из трех тысяч военнопленных, работавших на восстановлении электростанции, в живых осталось только 17. Отстроить плотину за два года оккупации Запорожья немцам так и не удалось.

Запорожье с его гигантской плотиной и огромной электростанцией – гордостью советской энергетики – при наступлении осенью 1943 г. являлось для советского командования особенно важной целью. У Гитлера были также серьезные основания, когда, примерно в середине сентября, он потребовал, чтобы Манштейн создал крупный плацдарм для обороны города и плотины. На кону находилась энергетическая мощность в полтора миллиона киловатт – энергия, питающая западно-украинский промышленный регион. Работы на кировоградских металлургических заводах и шахтах Кривого Рога шли полным ходом.

Для Гитлера важными здесь были не только экономические соображения, но и не менее важными, являлись  стратегические. Пока на восточном берегу существует плацдарм у Запорожья, русские не могут рискнуть пойти в наступление между излучиной Днепра и Азовским морем к низовьям реки и Крыму. Запорожский плацдарм идеально прикрывал фланг 6-й армии и одновременно угрожал советским войскам, наступавшим на Днепропетровск с севера. Запорожье, эта крепость на фланге, предотвращала удар по Крыму. Гитлер поэтому был прав, требуя защищать плацдарм не на жизнь, а на смерть.

1 октября войска советского Юго-Западного фронта предприняли мощное наступление против плацдарма в районе Запорожья и несколько вклинились в оборону 1-й танковой армии. Прорыв был ликвидирован еще до конца дня. Однако, докладывая об успешном отражении атаки, Э. фон Макензен попросил разрешения в любом случае оставить плацдарм, мотивируя это тем, что его оборона потребует слишком много сил. На следующий день русские, понимая, что дошли до рубежа, который немцы намерены отстаивать любой ценой, перешли в наступление на всем Восточном фронте, которое длилось неделю. В течение этой недели войска на Днепре осуществляли перегруппировку и принимали пополнение.

8 октября после совещания в ставке фюрера начальник штаба группы армий «Юг» проинформировал Э. Макензена о том, что Гитлер отверг просьбу об эвакуации плацдарма в районе Запорожья, так как этот маневр оголил бы левый фланг 6-й армии. Мысли Гитлера в точности совпали с намерениями советской Ставки, где считали плацдарм ключом к освобождению восточного берега в нижнем течении Днепра. Задача по ликвидации плацдарма была поставлена перед 3-м Украинским фронтом.

Этот бастион немцы защищали силами шести дивизий и одного полка тяжелых штурмовых орудий. А советское Верховное главнокомандование сосредоточило против немцев три армии, воздушную армию и два танковых корпуса – включая такое знаменитое объединение, как 8-я гвардейская армия генерала Чуйкова, защитника Сталинграда.

 10 октября генерал Малиновский начал новую атаку. Наступление началось с массированного артиллерийского огня из всех орудий. Впервые русские задействовали отдельные артиллерийские дивизии. Это обеспечило быстрое сосредоточение огня на ключевых точках – дело первейшей важности в подобных сражениях на прорыв. Интенсивность обстрела немецких линий у Запорожья была беспрецедентной, советские артиллеристы буквально завалили снарядами внешний оборонительный обвод немцев. В этот день немцам удалось ликвидировать прорывы советских частей.

Плацдарм устоял, но на второй день Э. Макензен отметил, что потери его войск были настолько высоки, что они не смогут удержаться на плацдарме более чем еще несколько дней. На следующий день он доложил о брешах, образовавшихся в обороне его войск, которые нечем было прикрыть. Далее генерал заявил, что, удерживая плацдарм, он рискует остаться без достаточного количества солдат для организации обороны на другом берегу. То же самое произошло и на следующий день. Русская атака. Немецкая контратака. Русские подтягивали из тыла свежие силы, советские войска шли в атаку, немцы отражали атаку, русские отступали, но снова шли в атаку…

13 октября, на четвертый день битвы, советским войскам удалось совершить крупное вклинение в немецкую оборону. Наступил кризис. Угроза прорыва к плотине стала реальной. Советская артиллерия впервые целенаправленно обстреляла плотину. Советские части совершили новое глубокое танковое вклинение в направлении водохранилища, но немцам удалось его блокировать.

К исходу суток 13 октября в результате смелой танковой атаки они прорвали оборону на юго-восточном (23-й танковый корпус) и северо-восточном (1-й мехкорпус) участках плацдарма, оттеснили оборонявшихся немцев к окраинам Запорожья и загнали немецкую 1-ю танковую армию за Днепр. Не давая врагу передышки после тяжелых боев 10-13 октября, более 200 танков и САУ начали после 22.00 13 октября первый в истории ночной танковый штурм, рано утром ворвались в Запорожье и к концу дня вместе с пехотой овладели городом, ликвидировав плацдарм.

Немцы заложили двести тонн динамита (вес десяти груженых вагонов) в турбинный зал электростанции. Сорок тонн динамита разместили в минных камерах непосредственно в плотине плюс ещё сто авиационных бомб, все по 500 килограммов, что составляет ещё пятьдесят тонн. Немецкое командование назначило взрыв железнодорожного моста на 18 часов 45 минут, плотины – на 20.00. Но связи с 16-й мотопехотной дивизией, прикрывавшей мост и плотину, не было.

Все Запорожье горело. Даже деревья вдоль дороги пылали как факелы. Подозрительно большое количество войск спешило на запад в направлении железнодорожного моста, однако никто из них не знал, где сейчас находится командный пункт 16-й мотопехотной дивизии. После оповещения 16-й мотопехотной дивизии о времени взрыва, с 14 на 15 октября, около полуночи, мост и плотина были взорваны.

Раздался страшный гром, однако, несмотря на огромное количество взрывчатки, в массивной 800-метровой бетонной плотине образовалось лишь несколько проломов, через них с ревом понеслась вода. Волна высотой в несколько метров накрыла землю и деревни в долине реки. Советским армейским саперам удалось под самым носом врага перерезать кабель, ведущий к зарядам, и предотвратить полное разрушение Днепрогэса. Тем не менее, аванкамерный мост, часть плотины, машинный зал фашисты успели разрушить.

В боях за город фашисты потеряли убитыми около 23 тыс. солдат и офицеров, 160 танков и самоходных орудий, 430 пушек, минометов и много другой техники. Освобожденная от фашистов левобережная часть города представляла собой сплошные руины. Особенно пострадали предприятия черной и цветной металлургии. Здания мартеновского и прокатных цехов «Запорожстали» были взорваны, доменные печи разрушены, с подъездных железнодорожных путей сняты рельсы. Пепел и груды развалин остались на месте коксохимического, огнеупорного, магниевого и других заводов.

Ущерб, нанесенный немецко-фашистскими захватчиками только заводам «Запорожсталь», «Днепроспецсталь» и ферросплавному, составил 2663 млн. рублей. Потери жилищного фонда «Запорожстали» составили 98 процентов. Оккупанты уничтожили в Запорожье 126 предприятий, разрушили 900 тыс. кв. м жилой площади, т. е. две трети всей жилой площади города, полностью разрушили коммунально-бытовые предприятия, городской транспорт, культурно-просветительные учреждения, школы, институты и др. Город остался без воды и света.

Победа советских частей в Запорожье не была эффектной, но тем не менее, это одна из наиболее значительных и влекущих за собой серьезные последствия побед, достигнутых советскими войсками на Днепре в течение 1943 года. «История Великой Отечественной войны» справедливо замечает: » В результате освобождения Запорожья существенно изменилась обстановка на юге Украины». Потому что теперь советские войска могли выйти в низовья Днепра и на подходы к Крыму. Советское Верховное главнокомандование, не медля ни минуты, начало наступление против 6-й немецкой армии.

Немцы отвели дивизии 29-го корпуса на «линию Вотана». Они должны были удержаться на треугольнике плоской степи между Запорожьем, Азовским морем и устьем Днепра – иначе 17-я армия в Крыму будет потеряна. Хваленая немецкая «линия Вотана» представляла собой наскоро отрытый противотанковый ров, прикрытый несколькими пехотными траншеями по краю степи. Лишь приподнятые берега реки Молочная создавали небольшое естественное препятствие.

И именно тут решалась судьба Крыма и Румынии. В течение двух недель, с 27 сентября до 8 октября, 6-я армия, заново созданная после Сталинграда, удерживала свой фронт. 9 октября в 10.00 ч. генерал-полковник Толбухин начал решающее сражение, с артиллерийского огня. Потом пошла советская пехота, немцы атаку отбили. Штурмовые полки Толбухина рассыпались и отступили. Снова пошли и снова были отбиты… И так, каждый день, в течение двух недель.

Самая жестокая борьба разгорелась вокруг Мелитополя на южном фланге «линии Вотана». По жестокости сражение у Мелитополя ни в коем случае не уступает Сталинградскому. Богдановка, Октябрьское Поле, Акимовка, Данило-Ивановка и поля южнее Мелитополя – места сражений, менее прославленные популярными историками войны, чем связанные со Сталинградом, тем не менее, здесь происходили кровопролитнейшие бои Великой Отечественной войны. Тридцать раз русские штурмовали Октябрьское Поле, тридцать раз их отбивали. Однако положение генерал-полковника Холлидта на востоке было безнадежным с самого начала.

Мелитополь пал 23 октября. Это открыло советским частям возможность ударить в южном направлении на Крым. Танковые соединения советской 51-й армии опрокинули правое крыло 73-й пехотной дивизии в районе Мелитополя и разорвали немецкий фронт на участке в пятнадцать километров. Брешь становилась все шире, и в нее хлынули дивизии Толбухина. Справа от советской 51-й армии и ее 19-го танкового корпуса пошел механизированный корпус 2-й гвардейской армии генерал-лейтенанта Захарова. Он ликвидировал небольшую немецкую ударную группу, еще остававшуюся на своих позициях, и скоро расширил участок прорыва до сорока пяти километров.

Закрыть 45-километровую брешь не удалось. 6-я армия оказалась разрезанной на две части – меньшую часть на юге и большую на севере, обе отчаянно сражались, стараясь избежать окружения. Советская 2-я гвардейская армия тем временем прорвалась на запад и начала движение к устью Днепра. Но и этот опасный удар русских был отбит. Немецкая 6-я армия отвела свои соединения на новую оборонительную позицию между Крымом и Никополем.

Но подходы к Крыму были немцами потеряны. Полуостров, где все еще находилась немецкая 17-я армия, оказался отрезанным от всех сухопутных коммуникаций. Время 17-й армии истекало. Восстановить потерянную связь на северных подходах к Крыму оказалось невозможно. Корпуса северной группы 6-й армии откатили свои фронты. Им было приказано создать большой плацдарм на южном берегу Днепра перед Никополем с целью защиты важных марганцевых рудников.

По материалам: http://otvoyna.ru/zaporogie.htm

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий