ЛЕГЕНДА КИНО НИКОЛАЙ РЫБНИКОВ. Человек, сидевший в ресторане за соседним столиком, поворачивается к нам и говорит: «Да, я Рыбников…»

В кино, как и в других видах искусства, иногда случаются чудеса. Вот уже более полувека не сходит с экранов знаменитый фильм «Весна на Заречной улице». Это поистине феномен, который до сих пор пытаются разгадать кинокритики. Понятно, успех этой киноленты нельзя объяснять упрощенно. Тут налицо целый букет составляющих, которые и сделали ее легендарной. В первую очередь, конечно, заслуга в этом кинорежиссеров – Ф. Миронера и М. Хуциева. Это они смоделировали сценарий, подобрали талантливых исполнителей ролей и сняли такой прекрасный фильм.

Но вряд ли был бы он настолько успешным, если бы не было в нем светлой, доброй улыбки ее главного героя сталевара Саши Савченко. Его задушевного, проникновенного голоса. Если бы не было того шарма, который исходит от личности киноактера Николая Рыбникова.

На экранах он появился в начале 50-х и сразу же стал любимцем публики, которая тут же выучила песню самого популярного рыбниковского героя Саши Савченко из фильма «Весна на Заречной улице». Фотографии с изображением кумира выпускались невиданными тиражами. О нем писали газеты и журналы, у касс кинотеатров выстраивались километровые очереди, когда на экраны выходили новые фильмы с участием Николая Рыбникова.

А как тут не вспомнить добрым словом поэта Алексея Фатьянова и композитора Бориса Мокроусова, подаривших нам такую замечательную песню.

 Вот некоторые моменты из биографии артиста. Родился он 13 декабря 1930 года в городе Борисоглебске Воронежской области. Его отец – Николай Николаевич в конце 20-х выступал на сцене Малого театра, а в 1937 году был признан народным артистом РСФСР. Рыбников старший пробовал также сниматься в кино. Он снялся в шести советских фильмах, таких, например, как «Машинист Ухтомский», «Юность», «Секретная миссия» и др. Мать Николая Николаевича — Клавдия Александровна – была домохозяйка, она рано умерла. И в 1944 году он переехал в Сталинград, к отцу.

 Вырос Рыбников в Сталинграде, закончил железнодорожную школу. Уже там, на подмостках школьной сцены, и были замечены его актерские способности. После школы Николай Николаевич работал актером вспомогательного состава Сталинградского драматического театра. И одновременно учился в медицинском институте. Правда, недолго, всего один год. В 1948 году он поехал в Москву учиться на актера и поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), в мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой, который закончил в 1953 году.

 Способного выпускника ВГИКа сразу же приняли в театр-студию киноактера. Дебют его в кино состоялся в фильме «Команда с нашей улицы». Однако картина прошла незамеченной. По-настоящему же актерский талант Рыбникова впервые раскрылся в картине «Тревожная молодость».

А широкая популярность пришла к нему после сыгранных им ролей Саши Савченко в фильме «Весна на Заречной улице», Николая Пасечника в картине «Высота» и тракториста Федора Соловейкова в ленте «Чужая родня». Восторженно были встречены зрителями и такие фильмы, как «Девушка без адреса», «Девчата». Большой успех выпал на долю картины «Седьмое небо», в котором Николай Николаевич снялся со своей женой Аллой Ларионовой.

 Но звезда актера сияла совсем недолго. Всего лишь десять лет Рыбников был востребован и почитаем. За это время он сыграл главные свои роли. В жизни, будучи похожим на своих героев, – такой же простой, открытый, ироничный – он женился на первой московской красавице, Алле Ларионовой. Их боготворили, им завидовали, а к концу 60-х их обоих почти перестали снимать. В конце 70-х и 80-х годах актера приглашали сниматься в основном в эпизодических и ролях второго плана. В последние годы жизни Николай Николаевич вел жизнь обыкновенного советского пенсионера, которого уже не всегда узнавали на улице. Естественно, он очень переживал.

В этой связи припоминаю такой эпизод. Было это в начале 80-х, в Саратове. Есть там в центре города гостиница «Москва». И в том же здании ресторан, который в те годы считался довольно престижным. Вместе с товарищем мы зашли в этот ресторан пообедать. Зал был почти пустой. Официантка предложила нам выбирать себе место там, где уже есть посетители. Так мы оказались рядом со столиком, за которым сидел плотный мужчина, немолодой, с большими залысинами на голове, седой.

Выпили мы, перекусили, о чем-то говорили между собой. И тут мой товарищ меня озадачил: «Слушай,- говорит, а мужик-то, наш сосед по столу, чем-то смахивает на Рыбникова». Я тоже посмотрел на соседа, но с товарищем не согласился. Какой говорю, тебе Рыбников. Рыбников молодой, красивый, а этот старый, лысый и с брюшком. А говорили мы, наверное, достаточно громко. Когда выпьешь, то этого не замечаешь. И тут произошло такое, что быстро нас отрезвило и заставило сильно смутиться.

Сосед по столу сидел в пол оборота к нам. На его столе стоял графин водки и закуски. А тут он поворачивается к нам и говорит: «Да, я Рыбников и не такой уж старый, как вы думаете. Мне всего пятьдесят один год». Мы, ошарашенные такой ситуацией, замолчали. А Николай Николаевич, заметив наше смущение, успокоил: «Ничего, ребята, когда вам будет по пятьдесят, вас тоже не будут узнавать. А вообще, пятьдесят – это еще не старость».

Жаль, что я не запомнил всех подробностей той встречи с нашим кумиром. Мы все никак не могли отойти от шока. Он с нами говорил о чем-то, задавал нам вопросы, мы  отвечали. Помню, что он сообщил в тот раз нам, что скоро выходит на экраны новый фильм с его участием. Правда, этот фильм потом мы так и не увидели. Скорее всего, это был фильм «Без году неделя», который вышел на экраны в 1982 году.

И еще раз вживую мне посчастливилось видеть и слышать легендарного киноактера. На этот раз в городе Евпатории. И тоже в 80-е годы, когда он переживал не лучшие свои времена и вынужден был подрабатывать своими гастролями по стране. В тот раз туда приехала большая группа известных, но уже редко появляющихся на экранах киноактеров. Программа их выступления в городском театре называлась «Мы – из кино».

В составе группы были Крючков, Санаев, Рыбников и многие другие. Человек 15, не меньше. На сцену выходили поочередно. Показывался эпизод фильма с участием выступающего, потом он отвечал на вопросы, рассказывал о своем творчестве. Николай Николаевич выщел на сцену с гитарой и начал с песни «Когда весна придет, не знаю». Зал встретил его бурными аплодисментами. Все охотно и дружно пели вместе с артистом. Это был самый запоминающийся номер того замечательного концерта.

Когда Рыбникова перестали приглашать на съемки в кино, он все свободное время проводил на даче, где увлеченно занимался выращиванием и консервацией овощей.

Незадолго до смерти ему предложили главную роль в совместном советско-итальянском фильме. Он готовился к съемкам, учил роль на итальянском языке, но случился инсульт. Он умер мгновенно, во сне, не дожив два месяца до своего шестидесятилетия. Алла Ларионова пережила его на десять лет. И тоже умерла во сне. Оба они похоронены на Троекуровском кладбище. Там же похоронена и их общая младшая дочь Арина.

 Николай Зубашенко

Р.S. Есть у меня небольшая старая книга, всего в 84 страницы. Называется она «Одиннадцать ролей Николая Рыбникова». Автор С. Розен. Год издания 1963. И эта книжица для меня бесконечно дорога. Во-первых, потому, что она о Николае Николаевиче Рыбникове, который был и остается кумиром миллионов людей. В том числе и моим.

Во-вторых, это не просто книга, а книга с автографом самого Рыбникова. Как она ко мне попала? Чисто случайно. Где-то примерно в начале 90-х, кода развалился Советский Союз, когда рухнула экономика страны, когда вместо нормальных денег у нас были ничего не стоящие купоны, пришлось мне быть на рынке города Бердянска. Люди тогда продавали все, что можно было продать. Чтобы как-то выжить.

Среди разного барахла на рынке были и книги. Подхожу к женщине, хозяйке книг. Присматриваюсь, что за товар. И вдруг натыкаюсь на эту книгу. Вижу на ней автограф Николая Николаевича. Спрашиваю – откуда она у вас? Женщина объясняет. Приезжал в город как-то Рыбников, выступал в ДК. А потом дарил книги с его автографом. Вот так эта книга и оказалась у этой женщины.

Конечно, я купил книгу не задумываясь. Это же уникальная вещь. Не знаю, жива ли продавщица этой книги, но на внутренней обложке ее инициалы сохранились – Тамара Причиненко. И я от души ей говорю сегодня большое спасибо за такой дорогой подарок. Теперь знаменитый артист всегда со мной.

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ

В Запорожье 14 ноября  комбинат «Запорожсталь» откроет  памятник актеру Николаю Рыбникову, который сыграл главную роль в фильме «Весна на Заречной улице». Об этом во время аппаратного совещания в ОГА рассказал генеральный директор ОАО «Запорожсталь» Ростислав Шурма. Монумент будет установлен на проспекте Металлургов в рамках празднования 80-летия завода. Также в этот день предприятие проведет юбилейную плавку металла.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий