Атака на подсознание. Эксперимент над людьми

Чтобы избежать участи марионетки в чужих руках, надо быть готовым к защите. Наука о человеке достигла новых успехов — та ее область, что изучает всякие «кнопочки» и «педали» в человеческой психике. Нажимая на них, кто-то может заставить вас сделать то, что он хочет, и вы этого даже не заметите. Если хорошо присмотреться, многие уже вовсю пользуются подобной методикой.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КАРАТЕ

Есть такой анекдот: дама-автомобилистка, пытаясь припарковаться, врезается в бампер впереди стоящей машины. Слышится стук, треск, хруст битого стекла. Тогда она подает назад — и врезается в машину сзади. Снова стук, треск, хруст… «Мадам выбирает место на слух?» — участливо спрашивает подошедший полицейский.

Собственно, это и не анекдот даже, а готовое пособие в той самой науке «нажимать на кнопочки». Касается аудиалов — людей, воспринимающих информацию окружающего мира прежде всего на слух. Еще есть визуалисты, для которых главным являются зрительные образы, и кинестетики — тем важнее «пощупать». Самое интересное, что никто обычно даже не догадывается, что относится к одной из этих категорий.

Но определить это можно — тут есть маленькие секреты, которые люди, не слишком разборчивые в средствах, могут использовать в своих целях. Если, например, обратиться к аудиалу с просьбой активно пользоваться словами близкого ему ряда — «обсудить, поговорить спокойно» и т. д., вам будет куда легче добиться от него сочувствия. Если же допустить преобладание «чужих» для него слов вроде «видеть, рассмотреть» или «чувствовать, твердый», в ответ на вашу просьбу аудиал, скорее всего, станет, как белый медведь на Северном полюсе, — холодным и неприступным.

Вообще-то мы давно подозревали, что нечто подобное существует. Например, когда опытным путем обнаруживали, что конфликт можно мгновенно погасить, рассмешив противную сторону. И правда, это одна из наших психофизиологических особенностей: оказывается, именно из ярости легче всего соскользнуть в приступ неудержимого смеха. Или еще находка для любителя манипулировать чужим поведением: во время непринужденной беседы можно повергнуть собеседника в страх и растерянность, вплоть до шока, всего-то бросив ему «случайно» — на общем приветливом фоне — несколько слов, демонстрирующих немотивированную враждебность.

В конце концов, нахватавшись подобных «штучек», вы обнаруживаете, что, сами того не ведая, приступили к практическому знакомству с нейро-лингвистическим программированием (НЛП). Это такая особо модная сейчас новинка практической психологии, ее адепты даже не скрывают свою главную цель — манипулировать людьми, воздействуя на подсознание. И придуманный ими термин «психологическое карате» тоже, согласитесь, говорит о многом. Так что, если не хотите пострадать, стоит подготовиться к возможному нападению, получив хотя бы самое поверхностное представление о том, с чем имеешь дело.

Как добиться успеха в жизни? Тренируя память, развивая навыки и способности? Старо — в некоторых кругах, похоже, установки давно поменялись. Первым звоночком были книги Дейла Карнеги, появившиеся на наших прилавках. Еще тогда он разъяснял, как надо действовать, «чтобы ваш собеседник подписал контракт, выгодный для вас, а не для него». Но мы тогда этого как-то не оценили, увидев в книгах Карнеги прежде всего пропаганду сияющих улыбок, якобы облегчающих общение.

И дождались: теперь Интернет забит сайтами его продолжателей, предлагающих всем желающим перенять «стратегии поведения гениальных коммуникаторов, достигших в жизни успеха, мастерски владея технической стороной психологии взаимоотношений». Из них следует, что, например, в России методы воздействия на подсознание уже вовсю используются на выборах, а столбы обклеены объявлениями типа: «Хотите научиться читать человека, как книгу, и управлять им, как компьютером? Тогда записывайтесь на тренинги НЛП!»

Моему собеседнику, кандидату психологических наук, завкафедрой психологии Национального аграрного университета Виктору Титову эти игры с подсознанием очень не нравятся. Несколько лет назад, в пору «Белого братства», он возглавил группу ученых, готовивших проект закона о психологической помощи. Проект так и застрял где-то в недрах Верховной Рады. Однако Виктор Титов считает, что необходимость оградить сограждан от чужого воздействия на их подсознание не миновала, и готов в любой момент продолжить работу.

ЗАКАТ В ПРЕРИЯХ

— Нейро-лингвистическое программирование действительно так действенно, Виктор Михайлович? Говорят, его методами и производители рекламы пользуются. Но вот реклама кока-колы не сходит с наших телеэкранов, а я ее как не любила, так и не люблю.

— Только — в силу непрофессионализма рекламистов, которые не удосужились приспособить заграничные ролики к нашим условиям. Американская реклама основана, понятно, на американской ментальности. У них какой-нибудь пейзаж с закатом в прериях ложится на подсознание и вызывает ощущение чего-то родного и близкого, как воспоминания детства. А нас он не трогает, даже и раздражает как нечто чужое и враждебное. И тогда реклама действует «с точностью до наоборот», хотя мы и не отдаем себе в этом отчета.

Но если манипуляция была проведена правильно, вы на рекламу можете вроде и не среагировать, а ночью проснуться и вдруг неожиданно для себя захотеть «нелюбимой» кока-колы. Если с вами такое случалось — возможно, сработали специальные методы. Уверен, что и знаменитый 25-й кадр некоторые рекламисты используют — это когда визуальная информация подается так быстро, что не успевает сознательно зафиксироваться, но остается в подсознании и влияет на выбор человека. Правда, отследить подобное очень трудно — надо специально работать.

— Но как это действует и что в нас при этом происходит? Что-то сродни гипнозу?

— Внушение — более широкое понятие, оно вообще предполагает некритическое восприятие одним человеком целенаправленного воздействия другого. А гипноз — лишь одна из методик, основанная на многократном повторении слова или фразы. Цель у них всех одна — подавить активность коры головного мозга, оставив один канал, обычно словесный. Контролирует его тот, кто занимается внушением, он-то и задает программу. Но делать это можно по-разному.

У таких сект, как «Белое братство», есть методики, включающие выполнение ритмических движений с концентрацией внимания на одном объекте, а лучше на одной точке. Кстати, в каждой религии есть обряды, воздействующие на подсознание. Но там такое воздействие благотворно — проблемы уходят, вы избавляетесь от глубоких негативных переживаний.

— Действительно, люди, часто посещающие церковь, говорят, что там им становится легче.

— Конечно, ведь обряды вырабатывались веками… И те же медитации, которые у нас сейчас предлагаются чуть не по любому поводу, тоже основаны на концентрации внимания на одной точке. В результате чего в подкорке происходит торможение, и человек становится манипулируемым.

— Но ведь это часто делается с самыми благими целями! Известны, например, системы оздоровления, основанные на медитациях…

— Они действительно многое могут, такие системы: и ресурсы организма мобилизовать, и творческие способности активизировать, и к выполнению важных задач подготовить. Но есть одно «но»: это в основном восточные методики. У жителей Востока с раннего детства формируется своя подсознательная сфера, и новая информация с ней очень гармонично соединяется. А мы этот механизм вырываем из восточной технологии самовоспитания и пытаемся переделать свое сознание. Причем — ускоренно, не подготовив подсознание, а готовить его надо очень долго и под руководством опытного человека. Но настоящих духовных учителей очень мало — и у нас, и в Европе.

ЭКСПЕРИМЕНТ НАД ЛЮДЬМИ

— И чем нам это грозит?

— Отрывом сознания от остального психического мира, формировавшегося всю жизнь. Типичный конфликт подсознания и сознания, его еще Фрейд описывал. В результате часто возникает агрессия, неадекватные формы поведения — вплоть до того, что человек может совершить преступления, сам не понимая почему. Ко мне, как к практическому психологу, не раз обращались за помощью — обычно не сами такие люди, а их родственники. Потому что такой человек уходит от общения, теряет взаимопонимание с окружающими. Он не может контактировать с близкими, воспитывать детей — просто больше нет общей основы.

Именно это происходило с членами «Белого братства». Их «духовный лидер» Юрий Кривоногов тоже баловался воздействием на подсознание, его кандидатская диссертация в Институте кибернетики этому и была посвящена. Особенно глубоко он изучал действие звуков О-о-о и О-м-м — как раз то, что «Белое братство» потом использовало в своих обрядах. На суде Кривоногов поразил меня тем, что совершенно вышел из образа этакого «гуру», в то время как Марина Цвигун продолжала чувствовать себя Марией Дэви Христос.

— То есть он играл роль, а на суде от нее отказался?

— Именно. Мне даже кажется, само «Белое братство» появилось в рамках некоего эксперимента по управлению людьми: разваливающееся государство, чувствуя, что теряет нити управления, пыталось опереться на подсознание своих граждан. Не секрет, что в СССР велись подобные научные разработки… Вообще, манипуляции с подсознанием для людей опасны, их надо от этого ограждать. В том числе и от неквалифицированной работы тех же практических психологов. У нас некоторые из них называют себя психоаналитиками, даже не зная, что психоанализ — не «анализ психики», а специальная область, изучающая влияние подсознания на сознание.

Наталья КУРОЛЕНКО

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий