Морской разбой. Пираты становятся все упорнее и наглее

По международной статистике в год совершается около сотни пиратских нападений. На самом деле инцидентов больше: многие владельцы, получая страховку за разграбленный груз, случившееся не афишируют. А уж если экипажу удалось отразить атаку – об этом у моряков вообще рассказывать не принято.

Суда под напряжением

 – На наш пароход сомалийские пираты нападали трижды. – Сергей Малютин работал на судне вторым инженером. – Первый раз просто утащили  и цепи. Во второй – избили капитана, вскрыли его сейф, забрали компьютер. К третьему мы были уже готовы. На все двери, иллюминаторы сделали «броняшки». То есть закрылись наглухо в надстройке, где находятся рубки и все средства связи. Два часа пираты носились по палубе, палили из автоматов, но пробиться к нам не смогли.

 Глухая оборона – самый мирный способ самозащиты. Другой испытанный метод – брандспойты.

 – Их включают на полную, поливают борта со всех сторон, чтоб нельзя было взобраться, – продолжает Малютин. – В пиратоопасных районах суда становятся похожи на огромные движущиеся водопады.

 

Но в последние годы пираты становятся все упорнее и наглее. Потому моряки изобретают более технологичные методы защиты. Последнее слово – специальная колючая проволока в два-три ряда.

 – В портах, прилегающих к опасным районам, профильные фирмы делают на ней большие деньги, – рассказывает вице-президент Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук. – Она из особой стали, такая толстая спираль с резаками. А еще по ней пускают ток для верности, и это многих спасало.

Бутылка против пули

 Не все судовладельцы готовы раскошелиться на такое.

 – Большинству вообще наплевать: груз и судно застрахованы, а что там будет с командой – дело десятое, – говорит бортовой механик Сергей Будин. – Вот и приходится выкручиваться кустарными методами. Мы мазали борта солидолом, чтоб скользкие были. Вместо обычной воды лили пиратам на головы кипяток. На одном судне, я слышал, использовали кипящее масло.

 Моряки как могут экспериментируют с «народными средствами», поскольку по международным правилам иметь реальное оружие экипажу гражданского судна запрещено. По инструкциям команда вообще не должна оказывать активного сопротивления бандитам.

 – Нужно начать маневрирование, подать сигнал о помощи и не высовываться, – продолжает Сергей Будин. – Но ведь это далеко не всегда срабатывает. Год назад мы попались в Индийском океане. Среди ночи прибегает вахта: на горизонте вооруженные негры. Ну, мы ученые – заранее заготовили бутылки с соляркой, запалили их. Команда у нас наполовину была из филиппинцев, а они бандиты не хуже пиратов.

 Так что те стреляют, а эти под огнем по палубе бегают, «коктейли Молотова» в них швыряют. Помощи на наши позывные никакой, слишком далеко мы были. В итоге отбились сами – это лучше, чем оказаться в заложниках.

 Этот морской блокбастер на грани фантастики. Потому как в большинстве случаев домашние заготовки против вооруженных бандитов – детский лепет.

 – Помогает все это только в случае с простыми хулиганами, – считает вице-президент клуба ветеранов спецразведки ВМФ, бывший командир группы морского спецназа Алексей Буднев. – Если же у пиратов серьезные цели, вас атакуют четыре катера с гранатометами и пулеметами, они стреляют на поражение. Могут издали раскурочить надстройку вместе с половиной экипажа. Даже если запереться в полностью бронированном отсеке, взрывчатка снесет все эти запоры.

 Потому предложения вооружить моряков не хуже пиратов звучат все чаще. Американцы обсуждают соответствующий законопроект. Китайцы и корейцы давно плюют на международные нормы и плавают со своими гранатометами. Их почти никогда не захватывают.

 – Я такой подход одобряю, – говорит Сергей Малютин. – Большинство команды – офицеры запаса, умеем с оружием обращаться. Будь у нас несколько автоматов, нас бы не избивали и не грабили.

 

– Оружие на гражданском судне слишком опасно, – спорит Игорь Ковальчук. – Особенно когда команды столь разношерстные и люди не проходят никаких тестов на совместимость. И вообще, война – дело не простых моряков, а специалистов.

 Такие специалисты тоже есть. В Израиле этим летом под эгидой морского спецназа открыли международную школу для профессиональных борцов с пиратами.

 А весной именно израильские спецы отбили от пиратов итальянский круизный лайнер «Мелоди». Причем применили огнестрел, за что получили «фи» от международных морских властей, но в итоге спасли и пассажиров, и судно. Свои услуги по вооруженному сопровождению сейчас активно продают американцы и англичане. Об этом не кричат, опять же ввиду запрета на оружие. Наши тоже пытаются пробиться на этот рынок.

Отобьемся гвоздем?

 – Сейчас на этом делаются большие деньги, и туда лезут все кому не лень, – рассказывает эксперт Михаил Войтенко. – Услуги судовладельцам предлагают бывшие чекисты, омоновцы, которые в жизни моря не видели. Хотя есть настоящие спецы, бывшие бойцы подводного спецназа. Лично видел их в деле этой весной – могут все это Сомали захватить. И расценки у них ниже: если у англичан вооруженное сопровождение стоит 50 тысяч долларов, у наших 10 тысяч.

 Эта организация в Калининграде с российскими судовладельцами активно работает уже несколько лет.

 – У нас конкурс сто человек на место, и берем мы с опытом не меньше пяти лет на море, еще минимум год готовим человека специально, – рассказывает руководитель группы Владимир. – С заказчиком работаем плотно – можем дать сопровождение на весь маршрут пути, можно определить конкретное место, время мобилизации. Вся техническая база есть. Хотя оружие для наших людей не обязательно. Если такой спец высадится к вам на борт, имея спички, гвозди и металлическую коробку, он из них сделает такое оружие, что уложит любого пирата с одного выстрела.

 Правда, обычно гвоздями и спичками не обходится.

 – Как минимум пулеметы должны быть. – Андрей тоже бывший боевой пловец из охранной структуры, базирующейся на Черноморском побережье. – Если судно заходит только в один порт, оружие можно согласовать. Если оно регулярно ходит опасным маршрутом, там все эти схемы давно проработаны.

 Мало того, в портах, ближайших к зоне пиратского риска, можно вооружить хоть всю команду, от профи до боцмана.

 – Оружия на местных рынках хватает, – рассказывает Алексей Буднев. – Был случай, ребята на обычной яхте – голландцы, немцы – плыли через этот район. Купили «калаш» за 200 долларов. Правда, не знали, что с ним делать, но там была одна русская девушка, она его живо собрала, зарядила.

 В таких портах наемники могут заготовить хоть целый арсенал. А некоторые и сами переезжают туда на ПМЖ.

 – Большинство наших судовладельцев вывешивают на кораблях иностранные флаги – мальтийские, кипрские, так проблем меньше с контролерами-налоговиками, – продолжает Андрей. – И некоторые ребята, которые уже давно с ними работают, переезжают туда, даже принимают местное гражданство, чтобы каждый раз не мотаться. Есть люди, которые работают с самими пиратами на берегу. Пока судно в зоне риска, дежурят в этой деревне, объясняют, что в случае чего местным придется несладко.

 Каждый выживает как может – начиная с кипящей солярки и кончая сухопутным шантажом. Эти частные морские бои уж точно без правил.   Но по инструкциям спасаться от пиратов морякам все труднее.

http://sobesednik.ru

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий