ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ. Коррупционные скандалы добивают отечественные вузы

Отечественное образование погрязло в коррупции: средний вуз генерирует теневой оборот на $2 млн. После отмены вступительных экзаменов взятки за поступление сменились платой «за то, чтобы не выгнали».

Задержание экс-ректора Национального налогового университета Петра Мельника за взятку вновь заставило говорить о коррупции в вузах. Её масштабы огромны: три четверти студентов хотя бы раз в жизни давали взятки преподавателям на зачётах и экзаменах. Такие данные Харьковского института прикладных гуманитарных исследований за 2012 год красноречиво характеризуют ситуацию с коррупцией в украинских вузах.

Побороть мздоимство не помогло даже введение в 2008 году независимого внешнего тестирования, которое оставило университеты без основной статьи коррупционных доходов — взяток за поступление. Но сотрудники университетов очень быстро нашлись, начав брать деньги за то, чтобы студента не отчислили за неуспеваемость.

 Взятки «по требованию» студенты дают вдвое чаще, чем добровольные подношения,  свидетельствует исследование общественной организации Uniter. Это неудивительно, если учесть, что средняя ставка преподавателя — 1800 грн. в месяц. При этом почти половина студентов одобрительно относятся к коррупции в вузах. Для многих из них взятки — это не только быстрый и относительно простой способ решения проблемы, но и неотъемлемая часть жизни. Лояльность студентов к коррупции вознаграждается: рост успеваемости эксперты связывают со взяточничеством, а не с повышением уровня обучения.

За что берут

Сотрудники отечественных вузов изобрели массу способов наполнить свой карман за счёт студентов

Благотворительный взнос

 Регулярно взимается с каждого студента, в зависимости от вуза может варьироваться от 2000 до 5000 грн. в год.

Взятка за оценку или зачёт

 От 100 грн. за зачёт до 500 грн. за высший балл. В особо сложных случаях отличная оценка может потянуть на 800 грн. — например, за высшую математику.

Сборы на защиту диплома

 С каждого студента собирают по 500–1000 грн. с формулировкой «чтобы все нормально сдали экзамены».

Платный факультатив

 Якобы необязательные занятия, на которых даётся материал, отсутствующий на основных лекциях. Пропускать факультативы нежелательно: впоследствии этот материал входит в экзаменационные билеты.

Сборы на ремонт

 Скинуться на ремонт аудиторий — обычное дело для украинских студентов. При этом мало кто вспоминает, что на эти же цели выделяются деньги из госбюджета.

Покупка оборудования

 Схема похожа на финансирование ремонта: студенты скидываются на проектор или ноутбук «для кафедры».

Учебники и методички

 Купив «правильный» учебник, написанный преподавателем родного вуза, студент получает не только знания, но и лояльность на экзамене.

Вместо мозгов

Теневые обороты в украинских вузах исчисляются миллионами долларов. Но многие студенты считают это нормальным

376 грн. — средний размер взятки за экзамен

$2 млн в год — оборот коррупционных средств в вузе областного центра со средней численностью студентов в 5000 человек

43% студентов лояльно относятся к проявлениям коррупции в вузах, считая её способом решения проблем и неотъемлемой частью жизни

19% респондентов открыто заявили о фактах коррупции в вузах

73% опрошенных сталкивались с этим явлением

Источник: исследование Фонда «Демократические инициативы»

Сор из избы

5 коррупционных скандалов в украинских вузах

Февраль 2003

 Тогдашний председатель Нацбанка Украины Сергей Тигипко уволил ректора Национальной академии банковского дела (Сумы) Анатолия Епифанова. Официальная версия — нецелевое использование 40 млн грн., неофициальная — политическое противостояние между Сергеем Тигипко и основателем академии Виктором Ющенко.

Май 2012

 В Национальном университете имени Шевченко разгорелся «фуршетный» скандал. На защиту дипломов преподаватели факультета психологии требовали от студентов накрывать щедрые столы. После жалоб учащихся руководство вуза провело внутреннее расследование, по результатам которого были уволены декан факультета и его заместитель.

Декабрь 2012

 Доцента Кировоградского национального технического университета Виталия Баранова обвинили в злоупотреблении служебным положением. Весной 2012 года он получил от студентки взятку в размере 2400 грн., гарантировав взамен успешную защиту дипломной работы. После этого случая Министерство образования и науки провело проверку вуза.

Июнь 2013

 Проректора Ужгородского национального университета Романа Официнского задержали по подозрению в получении взятки на сумму 43 тыс. грн. Эти деньги он якобы получил от местного предпринимателя, взамен пообещав не расторгать договор аренды буфета, расположенного в помещении университета и находящегося на балансе вуза.

Июль 2013

 Начальника Киевского военного лицея имени Ивана Богуна генерал-майора Даниила Романенко сотрудники СБУ задержали по подозрению в вымогательстве. Руководитель военного вуза якобы требовал $5 тысяч за поступление в лицей абитуриента. Коллеги Романенко не исключают, что он попросту стал жертвой борьбы за власть в вузе.

Александр Савченко — ректор Международного института бизнеса, экс-заместитель председателя Нацбанка Украины

 В Украине размер теневого оборота средств в сфере высшего образования составляет $3–4 млрд в год. Эту цифру я вычислил, суммировав взятки в государственных вузах с официальной стоимостью обучения в университетах, которые я называю «рога и копыта». Студенты там не ходят на лекции, не читают книжек, а посещают вуз два раза в год — во время экзаменов. Их диплом не закреплён даже малейшими знаниями. Таких вузов в Украине я насчитал около 60. Как правило, студенты этих университетов — из бедных слоёв населения. Их родители отдали за обучение своих чад последние деньги, а в ответ не получили услугу. В этом опасность.

Ирина Бекешкина — социолог, председатель Фонда «Демократические инициативы»

 Во время соцопроса две трети студентов ответили, что им проще заплатить, чем выучить. И лишь 15% признались, что давали взятку по требованию. Очевидно, это уже привычная практика. Мы изучали технологию, как это делается. Как правило, о том, кто из преподавателей берёт, первокурсники узнают от студентов старших курсов. Затем староста через посредника-методиста налаживает контакт с преподавателем, группа собирает деньги и передаёт их экзаменатору. После этого его отношение к ним на экзаменах или зачётах более чем лояльное. Студенты довольны тем, что не нужно учить, преподаватель рад по понятным причинам. Этот процесс отработан годами. В конце концов жертвой оказывается либо общество, которое платит за то, чтобы студенты учились, либо же сам студент, который оплачивает учёбу, но не учится. В результате выходят соответствующие «специалисты».

 Фокус

http://focus.ua

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий