ЗАПОРОЖСКИЙ АЭРОПОРТ. Состояние стабильно тяжелое

Очередное выездное совещание на территории КП «Международный аэропорт Запорожье» оставило двоякие чувства. С одной стороны — оптимизм городских властей и руководства аэропорта, с другой — реальность во всей ее беспощадности

Опущенные крылья

Международный аэропорт «Запорожье» был основан в конце 1943 года, пишется в исторических хрониках. Хотя, конечно же, тогда он был сугубо военным аэродромом. Правда, в 1945 году оттуда стали выполняться и гражданские рейсы в Москву, Киев, Харьков. Но лишь в 60-х аэродром стал именно аэропортом. С очень современным по тому времени аэровокзалом. И был одним из главных аэропортов Украины до 1990 года.

Отсюда выполнялись регулярные рейсы практически во все города СССР: Ленинград, Новосибирск, Таллин, Рига, Баку, Москва… За небольшие деньги (до Киева билет стоил 16 рублей 40 копеек), без изысков, но качественно и безопасно. «Летайте самолетами «Аэрофлота», — нелепая, конечно, реклама (других авиакомпаний не было) и бесполезная, потому как услуги аэропорта в рекламе не нуждались. Попробуй купи без брони билет в Москву! Тогда годовой пассажирооборот запорожского аэропорта составлял почти 1 млн человек.

 С началом 90-х всеобщая разруха не могла не коснуться воздушных ворот Запорожья. Нищее государство не могло содержать такую сложную инфраструктуру, как международный аэропорт в областном городе. С каждым годом аэропорт дряхлел морально и технически. Бетонная взлетно-посадочная полоса (ВПП) капитально не ремонтировалась с 1982 года, здание аэровокзала не знало ремонта со дня постройки в 1965 году.

 Естественно, авиакомпании обходили запорожский аэропорт стороной. К началу 2000-х пассажиры уже вкусили прелестей европейского сервиса авиаперелетов, и такой «привет из прошлого» их не прельщал. Так что своих денег у государственного предприятия «Международный аэропорт «Запорожье»» не было в принципе, а государство на реконструкцию и развитие не давало ни копейки.

 Правда, перед Евро-2012, в 2009 году тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко пообещала «отстегнуть» на реконструкцию аэропорта 275 миллионов гривен. И даже было выделено 3 млн грн на проект, но после того, как Днепропетровск не вошел в список городов, принимающих чемпионат, вопрос финансирования отпал сам собой.

Мечты и реальность

К 2002-му году в Украине осталось лишь три государственных аэропорта во Львове, Киеве (Борисполь) и Запорожье. Ну, понятно, что первые два города, учитывая политическую составляющую и тот же футбольный чемпионат, были государством всячески обласканы. В вечных пасынках остался Запорожский аэропорт. Который тихо и безнадежно умирал. В 2011 году количество сотрудников, работающих в аэропорту, сократили почти в два раза. Оставшимся перестали платить зарплату.

И только в феврале 2011 года генеральный директор ГП «Международный аэропорт «Запорожье» Виктор Бескупский решил пойти «ва-банк», доложив о существующих проблемах предприятия на аппаратном совещании в Министерстве инфраструктуры. Там, наверное, очень удивились, мол, какой-такой запорожский аэропорт? Это что, государственное предприятие? И с радостью подкинули совет — дать предложения по приватизации аэропорта.

 Как впоследствии рассказывал журналистам Виктор Бескупский: «Я сразу же доложил об этом мэру Запорожья Александру Сину. Поскольку приватизация могла быть не прогнозируемой, для сохранения аэропорта необходимо было забрать его в коммунальную собственность города. В течение 3-х дней вопрос был подготовлен и вынесен на сессию городского совета. Депутаты поддержали это решение и вышли с соответствующим предложением на Кабинет Министров. Но затем вопрос на долгое время «завис», а ситуация в аэропорту все ухудшалась. И только когда решением вопроса занялся лично Александр Николаевич Пеклушенко, он был решен».

Итак, в декабре 2012 года министр инфраструктуры Украины подписал приказ, согласно которому определён порядок передачи имущественного комплекса ГП в коммунальную собственность города. А 6 февраля 2013 года был подписан акт приёма-передачи от Министерства инфраструктуры Украины Запорожским властям.

Прошло полгода с этого значимого для города момента. 15-го августа заместитель Запорожского городского головы Сергей Гладченко и директор КП «Запорожский международный аэропорт» Виктор Бескупский в VIP-зале аэровокзала рассказывали журналистам о достижениях нового коммунального предприятия.

По словам Сергея Гладченко, за это время из городского бюджета аэропорту было выделено 8 млн 678 тыс. грн. На сегодня освоено 4,5 млн грн. Что самое главное, предприятие полностью рассчиталось с долгами по зарплате. А остаток кредиторских задолженностей составляет 32%. За шесть месяцев «независимости» от государства пассажиропоток вырос на 87% по сравнению с прошлым годом и составил на сегодня 4000 пассажиров. Грузовые перевозки увеличились на 63% (500 т.). Были проведены деловые встречи с туристическими компаниями.

Но… Наверное, шесть месяцев — срок не такой и большой для качественных изменений. И можно верить словам директора о резком увеличении количества пассажиров. Пустой, словно вымерший, аэровокзал, скучающие кассирши, нелепые кресла зала ожидания, будто собранные из актового зала сельской школы явно говорят о том, что запорожский аэропорт по-прежнему «в коме».

А на реанимацию нужны огромные деньги, таких, которых ни у аэропорта, ни у городских властей никогда не будет. Только ремонт взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек (центральная рулежка полностью вышла из строя), замена свето-сигнального оборудования требует более 600 млн грн. Оборудование транспортировочной ленты (сегодня чемоданы сбрасывают с самолета на тележки) — 900 тыс. грн. А капитальная реконструкция здания аэровокзала, без которой привлечение окупаемого потока пассажиров просто нереально? Только на проект ремонта здания уйдет 100 тыс. грн, да на предварительное обследование — 105 тыс. грн.

Нужен инвестор, говорит Виктор Бескупский. Но инвестор нынче умен, осторожен и жаден. А потому привлечение еще и честного инвестора на пепелище — задача не из простых.

Когда выездное совещание подошло к концу, в пустом кассовом зале обнаружилось два пассажира, ждущих чартерный рейс в Черногорию. Молодая пара из Симферополя призналась, что ошарашена видом нашего аэропорта. Конечно, в негативном смысле. «Я и не думал, что еще остались такие раритеты», — сказал глава семьи.

Дмитрий Черевков, фото автора

http://z-city.com.ua

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий