ПРИНЦИП «МОЛЧАЛИВОГО СОГЛАСИЯ». Земельная реформа

Введение прозрачных механизмов отведения и регистрации земельных участков, упрощение и сокращение всех процедур, а также введение комфортного обслуживания населения — важнейшие составляющие земельной реформы.

В последнее время в нормативно-правовом поле впервые, за более чем два десятилетия проведения земельной реформы, введен в действие ряд законов, которые призваны окончательно урегулировать ключевые вопросы реформы в части распоряжения государственным земельным фондом страны, усовершенствования и упрощения порядка отвода земель.

27 июля текущего года произошли существенные изменения в упрощении существующей процедуры отвода земельных участков. Ведь именно с этой даты вступили в силу Законы Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере земельных отношений относительно упрощения процедуры отвода земельных участков» от 02.07.2013 № 365-VII и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры отвода земельных участков» от 02.07.2013 №366-VII.

Вследствие принятия и введения в действие этих законов внесены многочисленные изменения в Земельный, Административный, Водный, Лесной кодексы Украины, Законы Украины «О землеустройстве», «О государственном земельном кадастре», «О местных государственных администрациях», «Об охране культурного наследия».

Без преувеличения, революционным нововведением Закона Украины №366-VII является введение принципа, так называемого «молчаливого согласия» при не получении в установленный месячный срок лицом-заявителем согласия на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка в собственность, или же мотивированного отказа в предоставлении такого согласия.

Согласно ныне действующей ст. 118 Земельного кодекса Украины отныне лицо, заинтересованное в получении земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в месячный срок со дня истечения установленного для предоставления (отказа) согласия срока, вполне на законных основаниях, имеет право заказать разработку проекта землеустройства без наличия такого разрешения. Однако, о начатой процедуре изготовления проекта землеустройства это лицо должно письменно уведомить соответствующий орган, приложив к письму договор на выполнение землеустроительных работ по отводению земельного участка.

На этапе получения разрешения на разработку землеустроительной документации нынче отменена и необходимость предоставления юридическим или физическим лицом документов, находящихся в введении органов исполнительной власти или местного самоуправления.

Следующие изменения, внесенные Законом Украины №366-VII в ст. 123 Земельного кодекса Украины касаются упрощения решения вопроса получения разрешения на разработку землеустроительной документации от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в части приложения к заявлению (графического плана).

Теперь это может быть схема расположения, выкопировка из опорного плана, сводных планов и карт, и т.д., вместо обязательной выкопировки из кадастрового плана, как это требовалось ранее. Ведь получить такие выкопировки было возможно лишь при участии соответствующих органов, за что нужно было платить определенную денежную сумму.

Изменения, согласно с Законом Украины №365-VII внесены и в Земельный кодекс Украины в части согласования землеустроительной документации при отводе земельного участка, а т.ж. и внесение сведений о земельном участке в Государственный земельный кадастр. Сейчас эти функции осуществляют органы по месту нахождения этих участков, что, несомненно, значительно упростит и удешевит процедуру отвода и регистрации земель.

Отдельно следует обратить внимание на то, что до внесения последних изменений в действующее земельное законодательство, имела место определенная правовая коллизия, которая возникла в связи с принятием в октябре прошлого года закона об административной реформе. Это сделало практически невозможным процесс согласования проектов землеустройства и передачу участков в пользование или собственность.

Ведь, если ранее согласование документации осуществлялось через земельную комиссию, в которую входили представители различных служб — от архитектурной до экологической, то в прошлом году такие комиссии были отменены, поскольку на практике оказались источником коррупции и главной преградой на пути согласования документации. Фактически, если хотя бы один член комиссии не мог прийти, весь процесс согласования документации автоматически блокировался. Поэтому до 27 июля текущего года существовал своеобразный правовой тупик — и по новому закону нельзя согласовать, и по старому тоже нельзя.

С внесением законодательных изменений отныне полномочия согласительных органов разграничены. Все проекты отвода земельных участков согласовываются Госземагентством. Согласно изменений, внесенных в ст. 186-1 Земельного кодекса Украины архитектурное согласование необходимо, если на земельном участке в пределах или за пределами населенного пункта размещена недвижимость, или же планируется ее размещение.

В этом случае проект землеустройства подается также на согласование структурному подразделению районной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере градостроительства и архитектуры, а в случае, если город не входит в территорию определенного района — к структурному подразделению исполнительного органа городского совета в сфере градостроительства и архитектуры.

Земли природно-заповедного, водного, лесного фондов могут выделяться лишь после согласования проекта отвода с профильными органами. Так, например, проект землеустройства по отведению земельного участка природно-заповедного и другого природоохранного назначения, на территории или в пределах объекта природно-заповедного фонда, или в пределах прибрежной защитной полосы, подлежит также обязательному согласованию с органом исполнительной власти АР Крым в сфере охраны окружающей природной среды, структурным подразделением областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны окружающей природной среды.

Соответственно, отвод земельного участка, расположенного на территории водного фонда осуществляется только после согласования проекта отвода с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, лесохозяйственного назначения – после согласования проекта с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере лесного хозяйства, и т.д.

Каждый из этих согласительных органов работает исключительно в пределах своих полномочий и не имеет права требовать предварительного согласования проекта с другими органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Запрещается требовать при осуществлении согласования дополнительные материалы и документы, которые не входят в обязательный перечень документов, входящий в состав проекта землеустройства согласно с требованиями ст.50 Закона Украины «О землеустройстве», а также проведение любых обследований, экспертиз, других работ.

Также сейчас законодательством установлен четкий срок предоставления заключения — в течение десяти рабочих дней со дня получения проекта землеустройства по отведению земельного участка или копии такого проекта. За нарушение должностным лицом установленного срока согласования (отказа в согласовании) документации по землеустройству, в соответствии с внесенными Законом Украины №366-VII изменениями в ст. 53-5 Административного кодекса Украины, предусматривается наложение штрафа от тридцати до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан. В случае повторного такого правонарушения, штраф будет значительно большим — от пятидесяти до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

— Введение в действие законодательных актов, направленных на упрощение процедур согласования землеустроительной документации и отведения земельных участков, дали возможность не только исправить ошибки в действующем законодательстве, которые были допущены при принятии в октябре прошлого года закона об административной реформе, но и сделать процесс отвода земельных участков более быстрыми и дешевыми для рядовых граждан.

К тому же считаю, что законодательное введение принципа молчаливого согласия на этапе согласия на отвод земельного участка, поможет исключить случаи злоупотреблений со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые имели место при рассмотрении обращений рядовых граждан, устранив искусственные преграды на пути реализации конституционного права на землю, — отмечает начальник Главного управления Госземагентства в Запорожской области Иван Гашенко.

Сектор взаимодействия со СМИ Главного управления

Госземагентства в Запорожской области

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий