РАЗДЕЛЯЙ И ПРАЗДНУЙ.

День Крещения Руси в этом году обещал стать замечательным событием. Летнее затишье отменялось. Столица нашей Родины ждала гостей, что твой Южный берег Крыма. О том, что и как будет, начали писать и говорить задолго до первых жарких дней. Начало президентской гонки, приезд патриархов и глав государств, скандальчики и интрижки на тему «кого приглашать» и «кому приглашать», кто куда придет, где станет, с кем сядет и отчего воздержится – праздник, как могли, «раскручивали» заранее. Спорили, ругались, пытались угадать, какие готовятся «фишки».

Споры о том, кто станет «хозяином праздника», увенчались до обидного банальным результатом — солировали московские гости. На фоне их «фишек» даже украинский президент, потративший немало сил своего аппарата и наших с вами бюджетных средств, дабы сделать «гвоздем программы» себя, любимого, сливался с пейзажем. Это не он, а патриарх Кирилл привез в Киев высоких гостей. Со свойственным себе медийным грохотом. Что там «мерцающий брегет»? Что «кадиллак»?

А свой собственный бронепоезд с перевозным алтарем, богослужебной утварью, «православной бригадой», пятнадцатью делегациями со всех концов света, девятью патриархами в середине – не хотите? И на Владимирской горке собрались только те, с кем патриарху Московскому рядом стоять комильфо – ни тебе «раскольников», ни «униатов» на переднем плане. Ни даже просто нелюбой патриарху киевской толпы, вечно недовольной то перекрытыми улицами, то оцеплением, то еще чем-то, с ним, патриархом Московским, связанным.

«Русского духа» празднику добавил визит Владимира Путина. Который в Киев заглянул вроде как проездом – по дороге к истокам Киевского христианства, в Севастополь, но праздновать он там намеревался День военно-морского флота. В Киеве он немало теплых речей произнес — о «славянском единстве», «предопределенном крещением», и о том, что именно «после присоединения к России Украина развивалась очень бурными темпами», и даже о товарообороте внутри Таможенного союза как-то к слову пришлось…

В целом, можно сказать, что патриарх Кирилл исправил положение с этим праздником. Когда в 2008-м президент Ющенко его придумал, Москва оказалась как бы в стороне – патриарх Алексий до последнего сомневался, стоит ли ему туда ехать, но вынужден был присутствовать, чтобы Вселенский патриарх Варфоломей не выглядел хозяином положения. В этом году Вселенского патриарха на Киевских кручах не было вообще.

А патриарх Московский стал генеральным продюсером мероприятия. Под его чутким руководством «славянское единство» победно гремело над Киевскими холмами, Киев выглядел всего лишь детской комнатой, которую с умилением посещает выросшее дитя, охватившее территорию от Владивостока до Калиниграда. Во всяком случае, именно такое путешествие проделали ради праздника мощи Святого Владимира, символически очертив границы «Святой Руси». Кроме того, в эти же праздничные дни в российской Думе прозвучало предложение перенести на День Крещения Руси празднование Дня России. Чтобы уж никакой украинский дух и не пах.

Да, о единстве, как и ожидалось, говорили громко. Но совсем не о том, на которое мы могли рассчитывать. «Процветать» в результате присоединения Украины к России – предложение, конечно, любезное со стороны российского президента. Но как быть с единством собственным, домашним, так сказать?

Ах, не смешите. Единство? Празднование «десять-двадцать пять» (именно так назывался этот праздник на языке украинской власти) продемонстрировало его во всей красе – все были тщательно и продуманно отделены от всех. Каждая украинская конфессия праздновала свой собственный праздник – «официальная» церковь с официальными лицами оккупировала самое лучшее место, превратив Владимирскую горку в правительственную ложу и устроив там для себя вип-междусобойчик, который зачем-то называли «молебном».

УПЦ КП праздновало во Владимирском и Михайловском соборах. УГКЦ почти не было слышно. Верные же УПЦ – те, кто оказался недостаточно «талантлив» для получения приглашения, праздновали перед телевизором, как им наказал глава церкви. Телевизор, как и полагается, радовал их видом днепровских круч, роскошью облачений, девятью патриархами и все избранным народом в дорогих костюмах, с которыми можно было бы почувствовать молитвенное единство, если бы благодать передавалась радиоволнами.

УПЦ КП праздновала с размахом и получила самые благосклонные оценки наблюдателей. В исполнении УПЦ КП День Крещения Руси стал в полном смысле праздником Киевской церкви, праздником христиан, получивших возможность собраться в этот день всем вместе во имя Христово на общую молитву. По интернету уже который день гуляют снимки в стиле «найди десять различий» — полуголая площадь перед Успенским собором Лавры на богослужении с участием девяти патриархов и металлоискателями на входах, и праздничный Крестный ход от Владимирского к Михайловскому собору, собравший тысячи верных. Согласившись «не светиться» в вип-ложе, патриарх Филарет собрал взамен щедрый урожай. Он продемонстрировал свое численное превосходство. Но и моральное также, поскольку смог с полным правом послать упрек коллегам из УПЦ. Упрек, увы, абсолютно заслуженный.

УГКЦ к «официальному празднованию» вообще не проявила особого рвения – несмотря на заверения в своей принадлежности к «Владимирову крещению». Основные силы священноначалие этой церкви решило приберечь до середины августа, когда будет торжественно освящен патриарший собор в Киеве, и тогда же состоятся мероприятия, посвященные, собственно, 1025-летию Крещения Руси. Во всяком случае, список гостей не придется подгонять под желания Министерства культуры, Администрации Президента и капризы Московской патриархии. 

Показательным стало также отсутствие Вселенского патриарха Варфоломея – что еще раз подчеркнуло отличие «10-25» от 1020-летия и внесло некоторую пикантность в шоу «единства канонического Православия» от патриарха Кирилла. Присутствие в его «православном десанте» глав двух «древних патриархатов» — несомненная дипломатическая победа. Но отсутствие Вселенского патриарха, представляющего церковь, которая принесла Руси крещение, выглядело нарочито.

Любопытно, почему еще недавно крайне заинтересованный в украинских делах патриарх Варфоломей предпочел быть в этот день не на Днепровских кручах, а в Эстонии? Почему он ограничился (чтобы не сказать «отписался») посланием? В сумме это создало впечатление, что Украину он целиком и полностью оставляет на милость патриарха Московского. И то, что он – отсутствующий – получил от украинской власти награду более высокую, чем все присутствующие, выглядело едва ли не благодарностью за это самоустранение.

Впрочем, надо сказать, что все те, кто избежал попадания в фокус и в середину кадра в качестве «участника государственных мероприятий», в результате только выиграли. Им не придется оправдываться перед «отлученной» от праздника паствой и отмывать пастырскую репутацию. Пускай их верным не привезли и не показали «целых девять патриархов» и четырех президентов. Диковинка, конечно. Но зато и не отвлекали от сути праздника заезженными банальностями о «славянском единстве» и проступающими сквозь них намеками на Таможенный союз.

То, что самые большие моральные потери понесла УПЦ и лично митрополит Киевский, впрочем, тоже своего рода победа Московского патриарха. Как известно (или как привыкли думать), именно на личном авторитете митрополита Владимира держится «широкая автономия» УПЦ, колющая глаз Московскому патриарху и все больше нравящаяся украинской власти.

На этот авторитет нападают «из-за угла» — посредством одиозных персонажей. Под этот авторитет делают неуклюжие подкопы, «подставляя» иерархов из окружения Блаженнейшего. В глазах людей, следящих за церковными событиями в Украине, митрополит Владимир уже окружен горькой аурой геройства – так много ударов ему пришлось выдержать за последнее время.

Но где предел репутационным потерям? Где та грань, за которой компромисс уже невозможен? Призвав верных не приходить на Владимирскую горку, а «следить за молебном по телевизору», согласившись на унизительную процедуру досмотра для всех «простых» желающих принять участие в Божественной литургии в Лавре, митрополит Киевский сделал шаг в пустоту. Да, понятно, что не ему принадлежала эта идея. Возможно, ему лично она даже не понравилась. Но именно он обратился с призывом «смотреть по телевизору» к украинским христианам. Именно он дал им понять, что их присутствие нежелательно, что они будут «мешать», пока он и его окружение в полном составе будут обеспечивать «благолепие» вип-тусовки у памятника Владимиру Крестителю. Моральная ответственность за это разделение верных на первый и второй сорт легла именно на него.

Чем объяснить эту готовность Киевского митрополита «подставиться»? Он этого не понимает? У него не осталось сил сопротивляться? Он делает это ради каких то мифических «высших интересов» УПЦ? Мифических, потому что все заверения о том, что УПЦ – это «церковь украинского народа», как оказалось, не стоят выеденного яйца. Потому что священноначалие УПЦ в день рожденья своей церкви предпочло отгородиться от этого народа кордонами и оцеплением. Чтобы их светские патроны чувствовали себя удобно, а московское начальство смогло в полной мере продемонстрировать кто в доме хозяин.

Таким образом «фишкой» праздника стали не девять патриархов. Не приезд Владимира Путина. И даже не «православный бронепоезд» патриарха Кирилла. Фишкой стало то, что праздник Крещения Руси, став «государственным», оказался антиподом самого себя. Антиподом как того события, которое случилось 1025 лет назад, так и того, чем замышлялся этот день в 2008-м, когда впервые был объявлен праздником.

Средневековые владыки – и светские, и духовные – любили массовку, палками загоняли народ на «государственные мероприятия» — как вот князь Владимир в крещальную купель — Почайну. Нравилось им, когда вокруг толпа кланяется, славит, нравилось прошествовать, что твой Бред Питт по красной голливудской дорожке, через обожающие массы, сияя благосклонностью и делая небрежно ручкой.

Нынешние владыки – не чета средневековым. Они ушли значительно глубже по «исторической вертикали». Разогнать народ по многоквартирным баракам, оборудованным окошками в «лучший мир», известными как «телевизоры», дабы не мешал благородным донам за народный счет развлекаться – это уже не средневековье. Это рабовладельчество раннего образца.

Нежелание делить «свое» мероприятие с «народом православным» чем объяснить, как не гремучим коктейлем из наплевательства, брезгливости, презрения и страха? Но тому, кто задумывал празднование как предвыборный пиар Виктора Януковича, это даже в голову не пришло. И прийти не могло. Потому что, очищая улицы от «черни», которая мешает кортежам, а теперь вот и молебнам, она не хочет признаваться, что делает это из страха перед толпой.

Казалось бы, это правильно – власть должна бояться налогоплательщика, оплачивающего ее «мероприятия». Но согласно бандитской школе жизни, которую прошла, усвоила и сделала своим «кодексом чести» украинская власть, «паства» — она же «овцы», она же налогоплательщики — это те, кого «стригут». То, что именно паства составляет еще и Церковь, мистическое Тело Христово — не входит в круг их «понятий». И ни один облаченный в священнические одеяния «соработник» даже не попытался им это объяснить.

Все, на что хватило украинских чиновников – рассказать о том, что для нас «под Владимиром» мало места. Спасибо, посмеялись. А вот когда министр культуры призывал «не политизировать вход по приглашениям» — хотелось кивать после каждого слова. Действительно, совершенно нечего политизировать. Потому что это  вопрос не политики – это вопрос этики. Этики тех, кто за народные деньги устроил себе вип-вечеринку, значившуюся в программе как «молебен». Этики тех, кто их в этом поддержал, указав своей пастве ее место у «ящика».

«Вы помните сколько места у памятника Владимиру?» – патетически вопрошал министр культуры Новохатько. Конечно, помним. А если кто не был в Киеве, сообщаем: места вокруг памятника Владимиру – все Днепровские кручи. И если маленькой Почайны князю Владимиру хватило, чтобы целую Русь крестить, если в 2008-м хватило места, чтобы разместить всех желающих принять участие в празднике – почему теперь стало «тесно»?

А даже если тесно. И хорошо бы – если тесно. Если так много желающих отпраздновать этот день – день встречи Киева с Христом. Когда в Украину приехал папа Иоанн Павел 2, богослужение проводили на аэродроме и пустыре, и никто не упрекнул в недостатке «благолепия». И випы, если помните, считали за честь рядышком постоять. А народ валом валил – со всей одной шестой, не отмеченной, кстати, большим количеством католиков.

Эта одна шестая считается «православной страной». И не было бы ничего удивительного, если бы ее жители валили валом на берега Днепра в этот день. Но железная дорога не обвалилась в эти дни от наплыва православных братьев со всей канонической территории – все  желающие поместились в патриаршем «православном бронепоезде», проездом в Минск. И никаких аэродромов, стадионов и тем более пустырей – ни Боже мой! Это же неблаголепно! То ли дело в окружении дорогих костюмов за спиной крепких ребят, не снимающих беретов с бритых голов даже при упоминании Святой Троицы.

Так что нам следует быть благодарными за этот праздник. Он многое расставил по местам, показал «кто есть ху» и с кем. Бронзовый Владимир по-прежнему с неофитским пылом грозит крестом днепровским далям. Очень символично. И спустя тысячу лет все еще актуально.

Источник:http://gazeta.zn.ua

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий