ЗАБЫТЫЙ ФОТОЛЕТОПИСЕЦ «ЗАПОРОЖСТАЛИ». Журналистское расследование

Прошел войну, выжил, сфотографировался у рейхстага и погиб у мартена, накрытый раскаленной лавой… Случилось это 65 лет тому назад, в июне 1948 года, в мартеновском цехе «Запорожстали». Начальник фотолаборатории комбината Семен Альперин снимал своей «Лейкой» розлив стали. Произошло непредвиденное: расплавленная лава выплеснулась  из желоба и  накрыла фотографа. Спасти его не удалось.

Об этом трагическом эпизоде я случайно узнал от запорожца, ветерана труда Ивана Алексеевича Еременко, сына знаменитого «Комбата» — Алексея Гордеевича Еременко. С Иваном Алексеевичем мы хорошо знакомы, в том числе и по совместной работе над его книгой об отце, которая готовится к печати.

 Так вот в беседах с ним я много доброго слышал об авторе легендарного «Комбата» — Максе Владимировиче Альперте, с которым Иван Алексеевич неоднократно встречался и в Москве, и в Запорожье.

 О том, что Макс Альперт большой профессионал в фотожурналистике, общеизвестно. А вот о том, что его родной брат – Семен Альперин, тоже был военным фотокорреспондентом,  до войны и после войны работал фотографом на комбинате «Запорожсталь», для меня это было новостью. Новостью оказалось и то, что он похоронен в Запорожье на Капустяном кладбище.

Кстати, Иван Алексеевич, по его словам, был на его могиле где-то в начале семидесятых. Был не один, а вместе с Максом Альпертом. Почему у родных братьев разные фамилии, сказать ветеран не мог, не помнит, как это объяснял сам Макс Альперт. Скорее всего, потому, что двум военным корреспондентам с одной и той же фамилией, да еще родным братьям, «тесновато» в информационном пространстве. Вот один из них и изменил свою фамилию чуть-чуть. Ну, это, так сказать, мое предположение.

Причина смерти Семена Альперина – трагический случай. Об этом Иван Алексеевич мне говорил. Но все это было сказано в общем, без деталей и подробностей. Их Иван Алексеевич просто не знал. Естественно, мне захотелось больше узнать о судьбе Семена Альперина, тем более, что он близок мне по профессии. То есть, я решил провести своего рода журналистское расследование.

 Для начала стал опрашивать ветеранов «Запорожстали». Позвонил по этому поводу Герою Социалистического труда, бывшему сталевару комбината Григорию Константиновичу Пометуну, который в 48-м году уже работал в мартеновском цехе подручным сталевара. Но никто из опрошенных не помнит о том трагическом случае. Не помнят ветераны и самого погибшего фотографа.

 Решил обратиться к музейным работникам комбината. Уж там-то, думал я, какие-то сведения об этом человеке обязательно сохранились. Все–таки не рядовой работник, бывший участник Великой Отечественной войны, известный военный фотокорреспондент. Но, как оказалось, пробиться сегодня с каким бы то ни было вопросом по телефону на «Запорожсталь» практически невозможно. Каждый раз вы попадаете на телефонную справку комбината, где установлен автоотвечик. Две недели ежедневно звонил я на комбинат и все напрасно.

 — Ничего не выйдет у вас. Лучше езжайте туда, может, и пробьетесь в музей. Правда, мне так и не удалось это сделать, — «успокоил» меня сосед, узнавший о моей проблеме. – Вы не первый сталкиваетесь с этим. Новое руководство предприятия просто решило отгородиться от назойливых вопросов горожан – установило автоответчик. Просто «гениальное» решение.

 На «Запорожстали» — многотысячная ветеранская организация. И совет ее имеет свой офис в центре города. Туда свободно, в любое время можно обратиться по любому вопросу. Этим я и воспользовался. Беседовал с заместителем председателя совета ветеранов Владимиром Игнатьевичем Вороной. Он охотно откликнулся на мою просьбу, искренне хотел помочь, но не смог.

 — Музей у нас находится на территории комбината, свободно туда не попадете. Да и вряд ли там есть такая информация. Я сейчас позвоню в отдел кадров, может там что-то знают.

 Ответ из отдела кадров был таков: архив комбината формировался уже после сорок восьмого года, поэтому сведений об Альперине там не будет. Возможно, подсказали в отделе кадров, ответ на этот вопрос можно найти в городском архиве.

 В городском архиве побывать пока не получилось. А вот на Капустяном кладбище побывал, встретился с заведующей кладбищем Светланой Михайловной Ансимовой. Она с пониманием отнеслась к моей просьбе, организовала поиски могилы Альперина. Но, к сожалению, отыскать ее пока не удалось. Дело в том, что после посещения этой могилы Максом Альпертом, больше там никто не появлялся. Потому что, как объяснял мне Иван Алексеевич Еременко, родных у Семена Владимировича Альперина в Запорожье нет. На предприятии тоже о нем забыли. Так что найти теперь его могилу будет очень непросто.

 Слава Богу, что есть интернет. Для журналиста это величайшее подспорье, надежнейший справочник всегда под руками. И я воспользовался им. И не напрасно. Мои поиски оказались достаточно результативными. Чтобы не уходить от оригинала найденной информации в интернете, привожу ее дословно.

Вот, например, что писали запорожские газеты об Альперине в 1948 году: «…Известный на всю страну запорожский фотокорреспондент Семен Альперин получает приз на всеукраинской выставке за снимки о восстановлении заводов. Незабываемое впечатление на зрителей производят клубы заводского дыма!».

 А уже 10 июня все запорожские газеты полны некрологов. «Запорожсталь» сообщает о смерти начальника фотолаборатории Семена Альперина. Редакции газет скорбят о фотокорреспонденте.

 Убедительное подтверждение того, что забытый несправедливо Семен Владимирович Альперин был действительно человек в Запорожье известный. И большой мастер своего дела. Есть в интернете и фотоработы этого мастера на тему запорожской металлургии довоенных и первых послевоенных лет. Мы с удовольствием предоставляем некоторые из них вашему вниманию.

 

 Днепровская подстанция

Подача бетона. 1937 год. 

Еще больше неожиданного и интересного удалось найти в интернете об Альперине как о военном корреспонденте. Всю войну от начала и до конца он прошел в этой нелегкой и непростой роли. Создал целую галерею фотографий и фотокартин, где ярко и талантливо представлена борьба советских людей с фашистской чумой.

Был не раз на передовых в Сталинграде, на Курской дуге и т.д. Был в числе известнейших военных фотокоров Советского Союза, которые запечатлены на фотографии у стен рейхстага в Берлине.

 А вот что о нем написал в своей статье «Не выпуская фотокамеры из рук» Ал. Лесс, которая была опубликована в журнале «Советское фото»: «На заседании жюри всесоюзной фотографической выставки Макс Альперт показывал работы своего брата – Семена Альперина, сделанные в годы Великой Отечественной войны.

 На импровизированном стенде, освещенном с обеих сторон ярко горевшими лампами, появлялись одна за другой картины Альперина. Я не оговорился и не преувеличил: его работы меньше всего напоминали «выставочные экспонаты в обычном значении этих слов. То были фотографические картины, исполненные вдохновенным мастером.

 В маленькую, насквозь прокуренную комнату жюри, казалось, ворвался шквал войны, — столь впечатляюще и взволнованно говорил автор о неисчислимых бедствиях, принесенных войной, о горечи людских страданий, о небывалом героизме тысяч советских воинов.

 В комнате стояла сосредоточенная тишина. Не было слышно страстных споров, которые обычно способствуют заседаниям жюри. Люди разных творческих почерков, различных взглядов и эстетических вкусов – члены жюри — в напряженном молчании смотрели работы Альперина и, точно сговорившись, единодушно принимали их.

 Но автор не мог присутствовать на заседании жюри…

 … Всю жизнь Альперин проработал на заводе «Запорожсталь». Он был заводским фотографом, снимал строительство этого завода, затем, в течение многих лет, шаг за шагом вел его фотографическую летопись. Он отдавал этому делу все силы души и сердца. После войны Альперин вернулся на «Запорожсталь», и вместе со своими товарищами принялся восстанавливать родной завод, едва ли не дотла разрушенный фашистами. И снова потянулись бесконечные кадры заводской фотолетописи.

 Однажды Альперин снимал розлив стали. Сверкающая лента металла по огромному желобу текла в изложницу. Альперин близко подошел к изложнице, как подходил много раз в жизни. Вот он уже приблизил к глазам «Лейку» и стал строить кадр. Но в ту же секунду произошло невероятное: сталь, словно бы вздохнув, выплеснулась из изложницы и залила Альперина. Мгновенно вспыхнула одежда.

 Выдача чугуна с домны №1. 1947 год. ФОТО СЕМЕНА АЛЬПЕРИНА. 

Взорвались касеты с пленкой, которыми были набиты его карманы. Товарищи видели, как в туманном дыму Альперин, объятый пламенем, превратился в горящий факел, едва вскрикнув, упал без сознания. Люди бросились на помощь и отнесли его в госпиталь. А через два дня, не приходя в сознание, Альперин скончался. В «Лейке», наполовину сгоревшей, чудом уцелели последние кадры этой последней съемки…

 Когда я смотрел картины Альперина,  подумал, что люди творческого труда как бы избавлены от тлена. Они не умирают. Они живут в своих произведениях и время от времени напоминают о себе людям – так давно погасшая звезда посылает на землю далекий немеркнущий свет».

 Неплохо сказано. 65 лет запорожцы не вспоминали этого талантливого человека, великого патриота своей Родины. И вот лучи его творчества снова дошли до нас. И, будем надеяться, что они еще долго будут светить нам.

 НЕКОТОРЫЕ ФРОНТОВЫЕ ФОТО СЕМЕНА АЛЬПЕРИНА

 Затишье на переднем крае. Сталинград. 1942 год.

 Священник Дмитрий Орловский благословляет воинов перед атакой.  Курская дуга. 1943 год . 

 Бой на станции Терновая. Юго-Западный фронт. 1942 год. 

 Невероятно, но факт: в судьбах братьев-фотокоров Макса и Семена есть что-то общее. Макс Альперт в сорок втором снимал момент атаки советских войск под Ворошиловградом. Осколком гранаты разбило его фотокамеру. И только чудом сохранился единственный кадр, который он назвал «Комбат» и который стал известен во всем мире как символ героизма и мужества советских людей в годы Великой Отечественной войны.

 Семен Альперин снимал плавку металла на восстановленном после войны заводе «Запорожсталь». Произошла трагедия, в результате чего он погиб. Но опять–таки чудом сохранилось несколько кадров, свидетельствующих о трудовом героизме запорожских металлургов. Что это? Случайность или судьба?

 Любопытный момент. Александр Лесс не случайно назвал фотоснимки Семена Владимировича Альперина картинами. В России есть такая организация – Союз профессиональных художников. Туда входят художники, начиная с дореволюционной России, СССР и нынешней России. В кадастре членов этого союза значится и имя Альперина. То есть, он не только мастер фотографии, но и художник, картины которого заслуживают самой высокой оценки.

 В сообщениях запорожских газет сорок восьмого года сказано, что Семен Владимирович умер. И ни слова о том, что он трагически погиб на трудовом посту. Понять это не трудно. В советские годы такие трагедии, не секрет, сознательно умалчивались властями.

Но сегодня другое время. Сегодня об этом можно и нужно рассказать. Чтобы воскресить несправедливо забытое имя ветерана Великой Отечественной войны, офицера-фронтовика, большого фотомастера,  художника, прошедшего всю войну и трагически погибшего на трудовом посту. Он заслужил это.

 Николай Зубашенко, журналист 

«Хроники и комментарии» 

 Секунды превратившиеся в историю. Группа военных фотокорреспондентов СССР у стен поверженного Рейхстага. Автор неизвестен. 

Берлин, 1945 г. Первый ряд слева направо: Г. Самсонов, А. Морозов, Ф. Кислов, Л. Железнов, И. Шагин, О. Кнорринг.

Второй ряд: С. Альперин, А. Капустянский, Г. Петрусов, Р. Кармен. Третий ряд: А.Архипов, М. Редькин, Н. Фиников.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий