ДЕЛО «ФЕНИКС». Налет банды на Запорожский областной суд

Темной октябрьской ночью к зданию Запорожского областного суда подрулила ничем не примечательная легковушка. У зарешеченных окон деловито суетились тени. Пошаркали у входа. О чем-то пошептались. Потом натужно заурчал мотор и, заглушая жалобный скрип металла, автомобиль отъехал на пару метров.

Скрип, как оказалось, издавала оконная решетка, с «мясом» вырванная из стены. Стекло поддалось почти беззвучно. Подсаживая друг дружку, неизвестные проворно забрались внутрь помещения областного суда. На погрузочные работы ушло всего несколько минут. Тяжелый металлический сейф перекочевал из кабинета судьи в готовую в любой момент газануть автомашину.

Шуршанье шин в тиши, и вот  уже автомобиль за городом. Братки, совершившие ограбление областного суда, потирали руки. Заказчица этого дерзкого налета дала им приличный задаток – пять тысяч долларов. На четверых. А если они добудут вожделенный сейф, в котором хранилась дюжина томов уголовного дела, «шмара» (на языке уголовников – женщина) посулила добавку – еще по две тысячи баксов на «рыло». И в придачу автомобиль ВАЗ, правда, один на всех.

В присутствии  нетерпеливой заказчицы (кстати, законной супруги одного из фигурантов украденного уголовного дела) налетчики вскрыли металлический сейф.  Тома уголовного дела извлекли, полистали, дабы убедиться в том. Что украли именно то, что было заказано, и швырнули в костер.

Свидетельские показания, протоколы допросов, заключения экспертиз, материалы ревизий, ответы на запросы, словом, вещдоки, многие месяцы напряженного труда следственно-оперативной группы областного управления СБУ и их коллег из других правоохранительных органов – все это в одночасье превратилось в пепел.

Впрочем, не все вещдоки исчезли навсегда и бесследно. Братков обуяла жадность, и они не преминули кое-что стырить.  Например, несколько расчетных чеков и чековых книжек, имевших прямое отношение  к упомянутому уголовному делу. Вещдоки стырили с перспективой на будущее. Это неважно, что заказчица расплатилась. Имея на руках такие козыри как вещдоки, можно будет ее шантажировать, и если подфартит – скачать еще не одну «тонну зелени». Муж-то у заказчицы – местный олигарх.

Они не учли одного. Многотомное уголовное дело, из-за которого шайка  полезла ночью в областной суд, было не простое. Не зря им занимались органы госбезопасности. В деле речь шла о вскрытом механизме организованной преступной деятельности в кредитно-финансовой системе.

В конце 1993 года с помощью одного из отделений банка некие ловкачи ухитрились прикарманить более 40 миллиардов карбованцев. Сумма по тем временам огромнейшая.

Механизм наживы основывался на использовании лимитированных расчетных чеков, не обеспеченных денежным содержанием. Обвинение было предъявлено четырем «белым воротничкам» — главному бухгалтеру Мелитопольского отделения коммерческого банка, генеральному директору и главбуху крупного производственно-строительного комбината, а также учредителю ряда частных предприятий – назовем его Матюхиным.

Супруга последнего и заказала  ночной налет на Запорожский областной суд. Следственные органы ставили в вину Матюхину целый букет преступлений  — злоупотребление служебным положением, приведшее к тяжким последствиям, служебный подлог, подделка документов… Подельники тоже держали ответ по нескольким статьям УК.

Да и было за что – пресловутые «воздушные чеки» комбинаторы использовали, выражаясь протокольным языком, «для оплат по договорам на приобретение  в личное пользование автомобилей иностранного производства, дорогостоящей видео-, фотоаппаратуры, различных импортных товаров и валюты».

Часть преступно нажитых капиталов «бизнесмены» конвертировали и перевели на банковские счета в Объединенные Арабские Эмираты и на Кипр. Часть пустили на покупку престижных авто. Следственные органы наложили арест на автомобили, коих насчитали более сотни, в их числе, с десяток джипов «Лексус», а также на основные средства и расходную часть счетов нескольких фирм, куда переводились украденные деньги. Не осталось без внимания следствия   и личное имущество обвиняемых.

В последний день августа 1994 года увесистое уголовное дело было передано в суд. О том, что с ним случилось в областном суде, читателю уже известно. Грабители не долго бегали. Резонансный налет на областной суд был раскрыт в рекордные сроки.

Все, кто покушался на казенное добро и приложил руку к уничтожению документов, получили по заслугам. В очередную ходку на зону отправились непосредственные исполнители кражи. А вот гражданка Матюхина, не выдержав удара судьбы, подвинулась рассудком. Ее уделом стало принудительное лечение в одной из психиатрических больниц.

Пепелище за городом добавило головной боли не только служителям Фемиды, но и следователям, чей труд надлежало восстановить. Сказать, что это была непростая задача, значит, ничего не сказать.

Обвиняемые, приободренные известием, что пущены по ветру важные улики, стали отказываться от своих первоначальных показаний. Проблему усугубил и правовой аспект – отсутствие норм отечественного Уголовно-процессуального кодекса, которые бы определяли порядок восстановления утраченного уголовного дела.

Настоящим подарком судьбы  сожжение материалов дела стало для адвокатов. Просто с неба свалился повод обвинить сотрудников правоохранительных органов в своеволии и прочих прегрешениях, вплоть до умышленных преступных действий по отношению к подзащитным.  И полетели в адрес Президента страны, Верховной  Рады, Генеральной прокуратуры телеграммы с требованием прекратить творящееся «беззаконие» и немедленно освободить «жертв произвола» из-под стражи.

Спустя неделю после сенсационной   пропажи из областного суда производство по уголовному делу махинаторов было возобновлено. Фактически предстояло провести новое расследование. Некоторое представление об этой работе могут дать следующие цифры и факты. Повторно было допрошено более 50 свидетелей, проживающих в разных городах Украины.

Направлено полтора десятка отдельных поручений для проведения следственных действий, повторные запросы в ряд учреждений Запорожья и Мелитополя. Получены и приобщены к документам восстанавливаемого уголовного дела копии протоколов изъятий, наложений ареста на имущество и других следственных действий, зафиксированных в материалах дела.

Истребованы копии заключений нескольких экспертиз, проведено более полутора десятка  допросов самих обвиняемых. И, наконец, восстановленный многотомник уголовного дела вновь направлен в  суд.

Полтора года пришлось ждать финансовым махинаторам публичного судебного  слушания их криминальной деятельности. Если вести отсчет с той самой октябрьской ночи, «полной огня».

Фемида в лице Жовтневого районного суда Запорожья, взвесив все за и против, приговорила Матюхина к трем годам лишения свободы, подельники получили от двух до четырех лет колонии. Плюс конфискация личного имуществ аи возмещение материального ущерба, нанесенного финансовым учреждениям Украины. В доход государства были переданы также более сотни конфискованных импортных и отечественных авто.

Коллегия Запорожского областного суда, рассмотрев кассационные жалобы осужденных, на несправедливый, по их мнению, приговор, оставила в силе наказание за злоупотребление служебным положением и другие инкриминируемые им преступления.

Правоохранительные органы тоже сделали выводы, признав целесообразным разработать и внести предложения о дополнении норм УПК соответствующей главой, в которой было бы предусмотрены основания, порядок, правовой статус участников и обвиняемых, юридическая сила копий вещественных доказательств и других документов уголовного дела, подлежащего восстановлению.

Сергей Шевченко

 http://operkor.wordpress.com

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий