ПРОФЕССОР ИГОРЬ ЕРОХОВ: «Парадокс — в независимой Украине нет независимых СМИ»

Наш собеседник – экс-депутат Запорожского горсовета, кандидат технических наук, профессор Запорожского приватного классического университета (КПУ) Игорь Ерохов. Тема нашей беседы – средства массовой информации вчера и сегодня. Информационный повод – наступающий День журналиста 6 июня.  

 -Игорь Васильевич, вы читатель со стажем. Вам хорошо известно состояние СМИ советского и нынешнего периодов. Что мы потеряли в этом смысле и что приобрели?

— Вы знаете, от прошлой прессы у меня осталось неплохое впечатление. И прежде всего потому, что она была стабильной. И печатные издания, и журналисты, работающие в этих изданиях, имели, как говорится, свое лицо. Например, был определенный эзоповский язык у корреспондентов «Правды». И если ты знал этот язык, то из кратких сообщений газеты мог понять, о чем идет речь. Свой стиль, свой язык был в каждой центральной газете – в «Известиях», в «Труде» и т.д. Сейчас такой стабильности нет.

— Кого из авторов советского периода помните?

— Сразу и не ответишь. Тем более столько времени прошло с той поры. Помню журналистскую тройку «Кукрыниксы». С большим интересом всегда читал в «Красной Звезде» статьи писателя Симонова. Были и другие любимые авторы, но вот так, сходу, и не скажешь.

-Лицо газеты определяется, главным образом, ее содержанием. Вы это имеете в виду?

 — И это в том числе. На первом плане в советской прессе были темы, которые касались важнейших вопросов жизни населения. Не то, что сегодня, например, пишут: у девушки на остановке кто-то оторвал сережку. Об этом тогда не писали. Да этого и не было, чтобы прилюдно совершилось такое. Хотя бандитизм и хулиганство были всегда.

И еще один важный момент, на мой взгляд, который отличает советскую прессу от нынешней. Это высокий профессионализм журналистов, чего сегодня, к сожалению, у нас нет. Сегодня на пресс-конференциях в основном девочки сидят с диктофонами и микрофонами, не отрывая головы от блокнотов.  Сегодня журналистика не солидная. Тогда была солидная.  Тогда была  специализация. Я знаю, например, такой факт: те авторы, которые писали о металлургии, обязательно проходили годичные курсы переподготовки в Днепропетровском металлургическом институте.

— Тогда все журналисты через определенный период обязательно проходили переподготовку. Кроме того, многие газетчики, чтобы написать хороший очерк о людях рабочих профессий, сами становились на какое-то время у станка, у мартеновской печи и т.д.

 -Да, такое было, я знаю. И если журналист брал интервью, он просил, чтобы человек расписался под тем, о чем он сказал. То есть, была борьба за достоверность. Советская журналистика создавала определенный настрой в обществе, который помогал человеку ориентироваться в происходящих событиях, вселял в людей уверенность в завтрашнем дне.

— Это каким же образом?

 -Приведу такой пример. В 1958 году я был на уборочной, на целине. Целый день у нас какие-то проблемы. То нет бензина для работающих сельхозмашин на току, погрузчики не работают, целый день какие-то заботы. Причем заботы, которые решались непросто. То нет продуктов, надо ехать, а тут дождь прошел и т.д. И вот вечером приходишь в палатку, включаешь «Маяк» и слышишь: оказывается, в стране все спокойно, идет работа по уборке урожая и т.д. и ты успокаиваешься, спокойно засыпаешь и завтра встаешь, готовый к новому трудовому дню. А те заботы, которые вчера тебя тревожили, они – мелочь, они только тебя касаются.

— А сегодня приходишь с работы, если она у тебя есть, включаешь телевизор, читаешь газету и узнаешь, что повысятся цены на продукты, фрукты и овощи, девальвируется гривна, дорожают тарифы ЖКХ и прочее.

 — И настроения от этого не прибавляется, люди в тревоге начинают метаться. Видимо, кому-то на руку запускать всевозможные не проверенные слухи. Кто-то на этом, видимо, зарабатывает. Конечно, издержки, недостатки в работе советских СМИ тоже имели место. Но и радио, и газеты, и телевидение боролись за объективность, за достоверность информации, которая запускалась в общество. А сейчас что получается? Ну, когда-то Маяковский мечтал, чтобы было больше товаров хороших и разных…

 — Товаров действительно стало больше  разных, а вот с хорошими пока не получается…

 — Газета тоже ведь товар. Их сегодня много, с разными названиями и  хозяевами. Но частенько большой пласт информации, которая имеется на страницах этих газет, берется из интернета. Откроешь одну газету, другую и речь в них об одном и том же. Иногда трудно найти источник информации, который подавал бы ее хотя бы в другом ракурсе, более полном и расширенном. Вот было сообщение о том, что в Киеве в многоэтажном доме произошел пожар. На одном сайте читаю, что этот дом 24-этажный, на другом уже 28 этажей, на третьем – 22 и т.д. Одни называют причиной пожара – замыкание, другие – взрыв. Не серьезно это все.

 А вы в «Хроники и комментарии» заглядывайте иногда…

— О-о!!!  Сайт «Хроники и комментарии» —  качественное интернет-издание. Есть еще сайт  «Ньюс». Весьма  информационный. Вернемся к тому, о чем я уже говорил: наша сегодняшняя пресса занимается второстепенными вопросами. Пиарят, рекламят. Понятно, за это деньги платят. Но такую газету читать не хочется.

  Криминал тоже занимает видное место…

 — Об этом иногда надо сообщать. Тем более, если это касается беды конкретного человека. Но это не значит, что тема криминала в газете должны быть главной. Главное – это то, как сегодня живут люди,  как власть справляется со своей работой. Что власть обещала и что сделала. Кто же будет контролировать власть, если не средства массовой информации. Во всем мире – это их главная задача.

Вот сейчас у нас Европа не сходит со страниц. Ради того, чтобы пересечь границу свободно и, как говорится, получить доступ к своей недвижимости и к своим банковским счетам, малая группа богатого населения хочет нас затащить в рабство.

Вы посмотрите: нет же статуса «ассоциированный член». Нет ни в одном документе ЕС. Только понятие. А вот соглашение об ассоциации есть. Но оно не прописано в их законодательстве. Ну, кто может запретить подписать документ – протокол о намерениях? Никто. Но посмотрите: он является обязательным для Украины. И за несколько лет – 5-7 – мы должны войти в их стандарты.

 — А это разве плохо?

 -Есть, например, стандарт железнодорожного пути. Мы что, должны переделать свои железные дороги? У нас колея шире. А что делать тогда с нашими тепловозами, электровозами? То есть, нас опускают туда, где мы вообще не бывали. Или другое: больше половины земли в Украине в революцию было у кого-то отобрано. Сейчас,  право реституции в Западной Европе действует, следовательно, возместить тот ущерб, нанесенный неправомерными решениями, для Европы не проблема. В европейском суде уже очередь тех, кто хотят подать иски. Они воодушевились тем, что один поляк выиграл иск и требует 84 тысячи евро за тот домик, который когда-то принадлежал его бабушке.

 — Ну, тема ЕС  больше подходит для центральной, а не местной прессы.

 -Не скажите. 25 мая, в субботу, в Запорожье, в конференц-зале «Интуриста» проходили общественные слушания. Посвящены они были Трудовому кодексу. Первое – нам, например, не нравится 12-ти часовой рабочий день. И местное самоуправление это не устраивает. Но, обсуждая местное самоуправление, собравшиеся не могли обойти вопросы Евросоюза и Таможенного Союза. Были высказаны разные мнения по этому поводу. Организаторы слушаний заплатили  телеканалу  «Алексу» за то, что они снимут это мероприятие  и покажут в эфире.  Они согласились, а потом отказались. И вернули деньги.

 Почему?

 — Думаю, им была установка такая дана. Там выступали люди, которые сказали, что Таможенный Союз выгоднее для Украины. А тот, кто высказывался за Евросоюз, сказал, что это дело не мое, что это должен решать народ Украины. Он должен сам выбрать свой путь.

 -Значит, «Алекс» не является независимым ТВ, как они себя афишируют…

 — Да нет у нас независимых СМИ!  Все зависимы. Парадокс – в независимой  Украине нет независимых СМИ.

 

 А в Запорожье?

 — И в Запорожье нет таких СМИ. Все зависимы от своих хозяев, а не от общества. На это мероприятие в конференц-зале «Интуриста» был  приглашен и народный депутат Евгений Карташов, приглашали чиновников горисполкома и областной госадминистрации – никто не пришел.

  Хотя Карташов ратует за самоуправление…

 — Он согласился придти, но не пришел.

 А кто был организатором этого мероприятия, кто его финансировал?

 — Организатором было движение «Украинский выбор». Ну, деньги у него есть.

«Украинский выбор» — это Медведчук?

— Да,  Медведчук. На слушаниях был его представитель из Киева, не помню его фамилию. Вот из-за «Украинского выбора» нас и не показали.

 Вот оно  что…

— Возникает вопрос, кого мы боимся? Давайте, как сказал Кучма (а Кучма высказывает иногда очень трезвые мысли, особенно сейчас, когда он не президент), что Украина не может остаться между Таможенным Союзом и ЕС независимой. Недостатки Таможенного Союза нам известны. У ЕС их не меньше, но надо принимать решение. Он не говорил какое, но надо принимать решение. Он правильно говорит. Так вместо того, чтобы люди поняли все, взвесили, высказали свое мнение, уже осознанное мнение, людей лишают этого права. А ведь надо слышать и одних, и других.

— Этого как раз у нас и не хватает. Говорят все, а слышать друг друга не хотят…

 — Вот вы всегда осенью видите помидорные бои в Испании. Знаете, почему они происходят? Потому что те помидоры, которыми они бьют друг друга, отличаются от стандарта ЕС, их не принимают торгующие организации.

 -Неужели это действительно так?

 — Повторяю, чиновники Евросоюза выдумали  такие стандарты и для огурцов. Они не должны быть слишком кривыми, должны быть определенного размера. С ума сойти! Если мы вступим в ЕС, то очень скоро, года через два ни одна селянка не сможет продать свою курицу, которую она вырастила на своем подворье. А почему? Потому что   ее кормили  не по стандартам ЕС. И это серьезно, это не вымысел. У них там нет наших рынков, все в супермаркете.

   А может, после вступления Украины в Евросоюз у нас появятся  независимые СМИ?

— Думаю, что этого не случится. Вы посмотрите, у нас рабочий человек практически исчез со страниц газет. У нас теперь элита – миллиардеры и их жены, которые не слазят с экранов ТВ.

 — К сожалению, это так. Рабочий человек сегодня не в моде. Все газетное пространство, весь телеэкран занимают, так называемые, звезды. СМИ стали коммерческими. До тошноты

 — Вы знаете, даже о проблемах, которые связаны с производством, СМИ не информируют своих читателей. Вот два года назад на аглофабрике «Запорожстали» поставили электрофильтр. Об этом – просто маленькая заметка появилась. Поставили – ну,  и все. Написали, сколько стоит это. А вот нужен он или не нужен, ни слова. Хотя мнение ученых на этот счет неоднозначно.

 — Зато с мельчайшими подробностями описывают, какое платье купила себе, так называемая, та или иная звезда.

 -Те, кто занимается сегодня производством,  не знают ни дня, ни ночи. Много мелких забот, но они все ответственные, потому что это деньги. Им некогда следить за всем. Все кричат: у нас тяжелая экология!  Ну, ладно, выбросим деньги на электрофильтр, поставим. Да это же не так решается! В 1972 году американцы перед нефтяным кризисом основали государственный департамент, задачей которого было изучение технологи и предоставление рекомендаций Конгрессу, правительству, какие технологии надо заменить и почему. Они уже тогда понимали, что борьба за чистый воздух, за чистую воду, за чистую землю состоит не в том, чтобы поставить новый фильтр, а изменить технологии на малоотходные. Наши СМИ, к сожалению, об этом тоже не пишут.

 Вы какие запорожские  газеты сегодня читаете?

 — Газету «Зеркало Запорожья». Сайт «Хроники и комментарии» читаю постоянно. Читаю газету запорожскую «Правду»,  называется она «Прав Да». По привычке читаю материалы человека, который был замом у мэра Александра Владимировича Поляка.

 -Вы имеете в виду бывшего зама мэра, а сегодня редактора газеты Зотова?

 -Да. Кроме того, у нас с ними есть договоренность, что мы можем некоторые свои материалы печатать у них. Поэтому я читаю эту газету. Время от времени читаю «Наше время плюс». По той причине, что  помню редактора Александрову.  Талантливая дама была. Очень жаль, что рано ушла из жизни.

Читаю, но редко «МИГ». Потому что эта газета осталась комсомольской газетой. Я ее не люблю. Почему? Потому что они следуют  моде. Вот начали печатать мою статью из «Зеркала Запорожья» в одном, во втором номере газеты. И хоть бы сослались на автора. Ссылаются на  сайт. Ну, и то, слава Богу. Но, как говорится, прошло же время. Что, трудно позвонить, спросить, может, я хотел бы что-то добавить. О гонораре я уж и речь не веду.

— «Субботу» читаете?

 — Нет, «Субботу»  не читаю.

 Почему?

 — Не читаю  по той причине, что слишком, так сказать, не люблю главного редактора. Ну, у него позиция такая, которая мной не воспринимается. У него мнение о себе выше самого себя. Я не люблю  таких людей. Стараюсь избегать их.

   А «Остров свободы»?

 — «Остров свободы» изредка читаю. Когда в руки попадает. Там бывают нормальные материалы. Иногда читаю «Улицу Заречную». Почему иногда, потому что у меня денег нет. Профессор в переводе с украинского –  нищий. Ставка профессора, доктора при полной нагрузке 2100 гривен. А зарплата в месяц водителя троллейбуса 2500 гривен. Такого позора нет в Европе, куда стремится наша политическая элита. Мой товарищ преподает тринадцатый год в Польше на профессорской должности, в итоговом эквиваленте он получает в тринадцать с половиной раз больше меня. Это ужас. А сейчас я не имею полной ставки. Стыдно говорить, сколько я зарабатываю.

— Ну, а кто стал вашим газетным идолом за годы независимости Украины? Есть такие?

 — Не хочу кривить душой, но таковых я не знаю. Единственный автор, статьи которого я читаю с удовольствием, это поэтесса Лина Костенко. У нее и стихи хорошие, и статьи, которые иногда появляются в газетах.

 — Что, по-вашему, надо бы порекомендовать нашим СМИ?

 — В тридцатые годы прошлого века была основана коммунистическая французская газета «Юманите», в переводе «человечество». Она была очень популярной, потому что поднимала глобальные темы человечества.  Нашей прессе сегодня не хватает проблемных аналитических злободневных статей.

 Это точно.

 — Вот, например, сейчас у нас «глушат» высшее и среднее образование. Я мог бы предложить серию материалов по этой теме. Но вряд ли они нужны нынешним запорожским СМИ. Непостоянство интересов наблюдается во всех наших печатных газетах. Мы все с вами платим за квартиру, за коммунальные услуги. Но ни одна газета, кроме газеты МВД «Мир вашего дома», серьезно не отслеживает эту тему. Вот, пожалуйста, создали депутаты в Запорожье   новую коммунальную организацию  «Основание». У нее один офис. И теперь люди, чтобы решить вопросы, которые раньше решались в «ПРЭЖО», идут туда. Занимают в 5 утра очередь. В этой очереди стоят день, падают в обморок, вызывают «скорую». Кому это нужно? И газеты Запорожья, а их у нас десятка два с половиной, – молчок, как будто ничего не происходит, как будто все в порядке.

— Выходит, «Основание» не решила основных проблем ЖКХ?

 -Конечно, нет. Зачем создали эту организацию? Чтобы монополизировать управление коммуналкой. Знаете,  какие там зарплаты? Пять тысяч гривен –самая минимальная. Они забрали фонды зарплат у «ПРЭЖО» и ЖЭУ, которых сократили. Устроили туда нужных людей.

— Но я слышал от знакомых запорожцев, что у «Основания» есть и положительные моменты…

 — Ну, скажем,  ремонтные бригады «Основание» приезжают быстро и ремонтируют нормально. Но только все то, что касается дома, а не квартиры. Стояк, например, прохудился…

 — Какие материалы и в каких газетах «зацепили» ваше внимание не только коммунальной проблемой?

 — В основном темы, нужные  людям, читаю в электронных СМИ. Когда рассказывается о том, что такое ТС и ЕС. В ЕС мы будем рабами. Сейчас это самый главный вопрос для людей. В нашей области было около 30 немецких колоний. Они придут и будут требовать свою землю назад. Они все помнят, у них все бумаги есть. Они придут и по суду отберут.

— Мы с вами начали наш разговор с того, что в советское время пресса была стабильной. Что был высокий профессионализм журналистов. А ведь тогда в Украине было всего два факультета журналистики – в Киеве и  Львове. А сегодня они имеются в каждом областном центре. Кроме этого, во многих вузах имеются группы по подготовке журналистов. В Запорожье аж в двух вузах такие группы имеются. В том числе, и в вашем вузе есть такая группа. А качество нынешней журналистики, к сожалению, очень и очень, мягко говоря, невысокое.

  Да, это так. Это фактически девальвация профессии.

  И кто в этом виноват?

 — Система сегодняшней жизни. Должна быть строгая редакционная политика. Редакция должна отбирать себе журналистов по их профпригодности, а не по каким-то другим критериям.

— По-моему, строгая редакционная политика возможна тогда, когда государство, правительство всерьез будут заниматься этими вопросами. Пока мы этого не видим. Пока эти вопросы решаются коммерчески: принимают на работу профессионалов из других стран, вместо того, чтобы готовить своих, отечественных. Вы как на это смотрите? Могла бы Украина, например,  обойтись без Шустеров?

 -Вполне. Тем более, что Шустер – это агент ЦРУ. Это без всякого сомнения. Он еще во время пребывания советских войск в Афганистане действовал против Советской Армии, выпускал фальшивую газету «Красная Звезда», похожую на подлинную. Издевался над Советской Армией.  Я видел эту газету. Шустер – это манипулятор общественным мнением, причем высочайшего класса. У Безуглик не получилось быть ведущей этакой программы, потому что у нее нет такого опыта манипулятора общественным мнением. А  Шустер и Киселев манипулируют еще  как.

Ну, где, в какой еще стране гражданин другого государства, я имею в виду гражданина США Италии Шустера, может  с пристрастием допрашивать министра обороны Украины, главу МВД Украины, премьер-министра Украины и они все перед ним отчитываются?  Такого  уважающее себя государство не допустит. Шустеры  не только манипулируют  сознанием, они разрушают государство Украина.

— Серьезное обвинение.

 — Да, они разрушает наше государство. Я не один раз говорил: Украина как государство нужна  вам, мне, нашим людям. Потому что кто будет платить пенсию, кто будет хоть как-то, но защищать нас. Хоть плохо, но защищать. А тем, кто имеет капитал, Украина не нужна. Я, невзирая на то, что  не согласен со многими вопросами, которые решают в Верховной Раде, в президентской канцелярии, я — за государство. Оно нужно нашему народу.

— Игорь Васильевич,  что бы вы хотели пожелать журналистам?

 — Профессия журналиста — тяжелая и опасная. Не в физическом плане, а в  морально-психологическом. Я от души желаю  журналистам быть всегда объективными и принципиальными при отстаивании своей точки зрения. Творческих удач всем.

Николай Зубашенко

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий