«ХОЛЬТ». Электрический танк?

В истории танкостроения было немало очень примечательных проектов. Немало и таких, о которых распространялись неверные, запутанные, искаженные сведения, через некое время превращавшиеся в настоящие легенды. Американский танк «Хольт» (1918 г.), безусловно, один из самых «мифологизированных». Надо сказать, без должных причин.

Серийного номера у него нет: он был построен в единственном экземпляре. О принципе действия двигателя в литературе существуют самые противоречивые сведения. В одних источниках танк называется «электрическим», в других утверждается, что он работал на газовых двигателях.

 На самом деле всему виной путаница терминологии. В названии, данном танку разработчиками (коллективом конструкторов Holt Manufacturing Company, впоследствии преобразованной в знаменитую фирму Caterpillar— и General Electric), действительно фигурирует «gas-electric».

Однако первое слово указывает на бензиновый двигатель («газовым» его назвали в эпоху господства паровых машин, и это определение так и продержалось до конца Первой мировой войны). Этот двигатель— четырехцилиндровый мотор с водяным охлаждением, мощностью 90 л. с.— подавал энергию на два электромотора, по одному на каждую гусеницу.

Сходная схема была использована в французских танках «Сен-Шамон». Ничего удивительного: между фирмами «Хольт» и «Шнейдер» (разработавшей «Сен-Шамон») существовали давние контакты на грани стратегического сотрудничества и промышленного шпионажа.

Хольтовские тракторы-тягачи с бензиновым мотором в ходе войны активно поставлялись в Великобританию, часть из них попала к союзникам-французам— и именно главный конструктор «Шнейдера» сперва разработал на их базе невооруженный бронированный тягач, а потом уже приступил к постройке собственно танка.

 С этой историей и связаны отдельные упоминания о «Holt gas-electric tank» как о воевавшей машине. Но широко использовавшиеся в 1914—1918 годах тягачи не имели электромоторов (причем забронированы из них были лишь считанные единицы), а в «сен-шамонах» использовались лишь отдельные элементы хольтовской конструкции.

По материалам СМИ

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий