УКРАИНСКИЕ ПЛОТИНЫ И ПАВОДКОВАЯ УГРОЗА: причинно-следственные связи

Практически каждый год весна начинается с обсуждения темы паводков, и новая волна старых проблем обнажает все те же опасения: подтопление половины областей Украины, в особенности западных регионов и столицы. Природные аномалии, теперь уже реалии этой весны обострили ситуацию практически до предела. И нужно сказать, небезосновательно.

Премьер Украины, его замы, глава ГосЧС и ряд экспертов – все предупреждают, что паводки будут. Относительно интенсивности и последствий кто-то более оптимистичен, кто-то менее. В информационном пространстве укрнета активно распространяется информация о том, что в регионах созданы координационные штабы оперативного реагирования. Скорость реакции последних покажут буквально ближайшие дни – наступил апрель, и стрелки термометров стремительно поползли вверх. Следует учитывать еще тот факт, что к концу апреля воды по Днепру прибудет, когда снег сойдет с Беларуси и Смоленской области РФ.

Во многом важность безопасного пропуска воды и схода льда зависит от искусственного регулирования уровня воды в водохранилищах Днепровского каскада и создания свободного объема для принятия воды в пиковый период прохождения паводка. По словам председателя ГосЧС Михаила Болотских такой объем составляет более 6,6 млрд кубометров воды. Киевское водохранилище – более 700 млн куб. м воды, Кременчугское водохранилище – 4,4 млрд куб. м воды и Каховское – 1,2 млрд куб. м воды

 «Все знают, что Киевское море уже сегодня нужно готовить к приему воды», — высказал на днях мнение экс-глава КГГА Иван Салий.

Следует понимать, что сбросы воды неминуемо будут, и снова обретет актуальность тема надежности украинских плотин. Различные спекуляции на тему «украинские плотины трещат по всем швам» появлялись и раньше, но экспертам удавалось гасить вспыхивающее социальное обострение. Но такие уж это спекуляции?

Информационное тождество: весенние паводки – надежность плотин

Мало кто из украинцев сегодня задумывается об истинной природе надежности плотин или как их называют эксперты, гидротехнических сооружений (ГТС). По классификации ГТС попадают в категорию наиболее ответственных инженерных сооружений с повышенной экономической, социальной и экологической значимостью. Ряд экспертов отмечает, что главная опасность кроется как раз вовсе не в бетоне – он простоит еще десятки лет, куда больший интерес представляет состояние гидромеханического оборудования плотин (ГМО), то бишь, всевозможные металлические конструкции: затворы, сороудерживающие решетки, надагрегатные крышки и пр.. Вот где, в случае чрезмерного износа, наиболее вероятен прорыв.

Так вот все же, что не так?

Последнее обследование ГТС Межведомственной комиссией проводилось в 2007 году, в результате чего по всем ГТС заключение гласило: годны и могут служить верой и правдой.

Проехавшись вверх по Днепру, и своими глазами посмотрев на отдельные гидромеханические конструкции плотин, не без доли сожаления, вынуждены констатировать, что ряд проблем налицо. В частности, ржавые затворы, пропускающие воду, а это, кстати, в зимний период чревато намерзаниями, что ведет к деформации оборудования. На глаза попадались отлетевшие направляющие ролики, перекошенный каркас затворов, просачивание воды, что говорит об усталости металла и износе резиновых уплотнителей. Кстати, последние необходимо менять каждые шесть лет.

На той же плотине ДнепроГЭС удалось обнаружить крайнюю маркировку по замене/ремонту затворов, датированную 2007 годом. То есть, самое время обновить состояние новых затворов, уже не говоря, что замены ждут сотни затворов на 9 ГЭС, введенных в эксплуатацию полстолетия назад.

На Кременчугской ГЭС и вовсе сороудерживающие решетки из дерева. За годы эксплуатации, решетки прогнили и поросли растительностью, что явно не должно наблюдаться на конструкциях, основной функцией которых является сдерживать различный мусор. К слову, срок эксплуатации решетки – 25-30 лет.

Это все к тому, что по факту уже третий год подряд работы по замене и ремонту гидромеханического оборудования не проводятся в принципе. В том году прошел тендер, и даже был объявлен победитель, однако по официальной версии из-за несоответствия тендерной документации, по неофициальной, но почему-то кажущейся более правдоподобной – из-за отсутствия финансирования – тендер был отменен. В итоге весь спектр работ по замене и ремонту затворов, решеток и т.п. был заморожен.

19 февраля этого года, состоялся новый тендер, к которому есть также масса вопросов, и который также в итоге был аннулирован. Вопрос тендера – это тема отдельная, и коснемся мы ее подробнее в следующей статье, но вот другой вопрос: даже если новый тендер проведут оперативно, успеют ли провести работы в этом году? Общаясь с непосредственными компаниями-претендентами на выполнение условий тендера стало понятно, что даже при условии загрузки всех мощностей заводов (а это при том, что такое будет возможно) в этом году успеть вряд ли удастся. Получается, работы не будут проведены и в этом году!

Опять-таки тендер проходит и на ремонт, и на поставку. В отсутствие тендера не только поставку, но и ремонт будет выполнить некому. Это все вопросы финансирования. Это все к тому, что формировать штабы реагирования на местах — хорошо, но лучше бы укреплять надежность плотин, чтобы в итоге не было на что реагировать. Сомнительна мысль, что высшее руководство компании не понимает важность последнего момента. Тогда напрашивается вопрос: чего мы ждем?

В связи с этим невозможно умолчать и не вспомнить печальный пример произошедшей буквально на днях катастрофы на Углегорской ТЭС в Светловодске. Случившееся в очередной раз показывает, что активно реагировать мы начинаем только после того, как ударит по голове. Теперь в Минэнергоугля сообщили, что спецкомиссия проверит техническое состояние всех тепловых электростанций Украины.

Относительно гидроэнергетики, сама программа реконструкции ГЭС появилась еще в 1996 году и была разбита на два этапа. Первый завершился в 2002 году, второй стартовал в 2006 и рассчитан на 12 лет. Работа по техническому перевооружению и реконструкции велась. Задержки, конечно, случались, но конвейер не останавливался.

Впрочем, показалось, что плановая и уже в чем-то рутинная, по-хорошему рутинная работа — дала сбой. Два года назад пост главы «Укргидроэнерго» покинул отец украинской гидроэнергетики, человек, фактически создавший эту компанию, герой Украины Семен Поташник.

Пришло новое руководство, и продолжилась старая работа. Стоит сказать, что комментируют сегодняшнее положение дел в «Укргидроэнерго» очень осторожно, взвешено и обтекаемо.

Наша редакция обратилась к «Укргидроэнерго» с целью выяснить, как обстоят дела на украинских ГЭС, как продвигается реконструкция станций и плотин, а значит понять – в состоянии ли украинские дамбы сдержать ту воду, которой нас всех так пугают.

Говорит «Укргидроэнерго»

На ГЭС «Укргидроэнерго» находится в эксплуатации как новое оборудование, которое было введено в работу на первом и втором этапе реконструкции, так и оборудование, которое отработало нормативный срок и требует замены. Морально и физически устаревшее оборудование и технологии не обеспечивают поддержание необходимых параметров регулирования и управления. Увеличиваются эксплуатационные расходы, чаще проводятся внеплановые ремонты, ухудшаются показатели готовности, что недопустимо в условиях острого дефицита маневренных мощностей в энергосистеме Украины.

В компании отмечают, что в течение года на оборудовании проводилась реконструкция, профилактические работы, текущие и капитальные ремонты, что обеспечило в целом надежную работу всех ГЭС.

В «Укргидроэнерго» подчеркивают, что в полном объеме выполнены запланированные на 2012 год капитальные и текущие ремонты гидроагрегатов. К настоящему моменту из 100 работающих гидроагрегатов на всех станциях (новый 101-й гидроагрегат Днестровской ГАЭС не учитывается) сейчас уже реконструировано 54 гидроагрегатов, в 2013 году будет завершено еще 6, то есть до конца года будет полностью обновлен 60% гидроагрегатов, это все новые турбины, генераторы, электронное и механическое оборудование.

В самой компании говорят, что все работы идут согласно намеченному графику. Отмена двух тендеров, мол, на эффективности работы оборудования не отразилась. Позвольте, как же не отразилась, если срок эксплуатации истек? Если ряд гидромеханических объектов откровенно в критическом состоянии. Да, гидроагрегаты заменены, это увеличивает мощность самих станций, но что, если из-за ржавой решетки пойдут прахом инвестиции в более дорогостоящее оборудование? И если бы только инвестиции. Помните 2009 год, помните трагедию на Саяно-Шушенской ГЭС? Тогда ведь проблема с гидроагрегатом случилась из-за разрушения креплений, а ведь защищают его от попадания различного мусора те самые злополучные решетки.

Вариации на тему того, что будет, если прорвет хоть одну плотину Днепровского каскада в украинских СМИ можно найти на любой вкус – от «эффекта домино» по всему Днепру, до десятиметровой волны, которая, к примеру, накроет Запорожскую АЭС.

Реальность в том, что во время паводков на элементы ГТС приходится наибольшая нагрузка. Собственно к чему весь разговор выше и велся. Воду сбрасывают, и регулирует надежность всего процесса, бесперебойная работа гидромеханического оборудования. Между тем, с 2010 года не было поставлено ни одного! нового затвора, либо решетки. Более того, с того же года и ремонт не проводится! Как при этом можно ручаться за надежность? Можно конечно все объяснять финансированием, но…

О финансировании

Суть в том, что все будущие проекты являются лишь проектами, пока нет финансирования. В самом «Укргидроэнерго» наверняка все понимают и не скрывают, что инвестиционная программа на 2013 год еще не утверждена. План-график на 2013 год реализации Отраслевой программы реконструкции гидроэлектростанций и строительства новых объектов гидроэнергетики на период до 2020 года также находится на согласовании.

В целом, финансовым планом ПАО «Укргидроэнерго» на 2013 год предусмотрено финансирование капитальных инвестиций на общую сумму 2293689 тыс. грн. (С НДС).

Эти деньги необходимо распределить между широкомасштабной реконструкцией гидроэлектростанций с заменой оборудования, строительством Днестровской ГАЭС, проектировочными и подготовительными работами по строительству Каневской ГАЭС и расширению Каховской ГЭС. В то же время осуществляется значительный объем работ по модернизации и созданию новых систем охраны и безопасности объектов гидроэнергетики, принимаются мероприятия по антитеррористической деятельности. Работа непростая. Но ведь в предыдущие годы это сделать как-то удавалось.

 «Укргидроэнерго» из планов на будущее

В компании комментируют, что помимо упомянутой выше реконструкции 6 гидроагрегатов, в 2013 году продолжится поставка и монтаж нового оборудования по второму этапу реконструкции.

Так «Укргидроэнерго» обещает, что на Киевской ГЭС в этом году будет завершена реконструкция последнего 20-го гидроагрегата и это будет, как говорят, по сути, новая станция, которая будет работать гарантированно еще 40 лет. Реконструкция станций и использования современных модернизированных турбин и другого оборудования суммарно увеличивает мощность агрегатов на 10% или 380 МВт.

Что касается в целом стратегии и главных задач на 2013 год, то это, в первую очередь, ввод в эксплуатацию второго гидроагрегата Днестровской ГАЭС мощностью 324 МВт в рамках Первой очереди строительства.

Также до конца текущего года должен быть введен в эксплуатацию жилой дом на 114 квартир в г. Новоднестровск для работников станции, которую «Укргидроэнерго» строит за свой счет, и ряд других социальных инициатив в регионе.

Помимо этого планируется утверждение проектной документации стадии «Проект» титула строения по проекту сооружения Каневской ГАЭС в установленном действующим законодательством порядке, разработка технико-экономического обоснования проекта увеличения мощности Каховской ГЭС-2.

Кстати, к вопросу выше — среди организационных инициатив также в этом году должен быть разработан законопроект «О безопасности гидротехнических сооружений» и соответствующих нормативно-правовых актов.

В 2013 году должны быть завершены монтажные и пусконаладочные работы серверного оборудования Центра безопасности Днепровского и Днестровского каскадов ГЭС для постоянного автоматизированного анализа состояния сооружений и оборудования и принятия оперативных решений по предотвращению аварий. Настройка каналов связи для передачи данных Автоматизированных систем контроля безопасности гидротехнических сооружений. Все это при условии, что финансовые планы будут утверждены в полном объеме.

Знаете, последний блок с ориентиром на будущее, создает иллюзию светлого настоящего. Одно лишь портит впечатление, на наши вопросы о том, почему не меняют гидромеханическое оборудование, когда возобновят ремонт – в «Укргидроэнерго» так и не ответили, все ссылаясь на отмену тендеров. Мы ведь неспроста вопросы эти взялись поднимать. Затворы, не первый год даже без ремонта. Хорошо, дай Бог, это всего лишь опасения и паводки этого года мы переживем, лед подорвут – воду спустят. Но, судя по всему, ремонта и в следующем году не предвидится. Мы испытываем судьбу?

Исходя из практики предыдущих лет, принципиально нужно понимать, что из впечатляющей суммы финансирования 2013 года (2293689 тыс. грн.), более чем львиная доля уйдет как раз на строительство Днестровской ГЭС. Выходит, что деньги на обслуживание и ремонт плотин выделяются по остаточному принципу, то есть не выделяются?

Спорить трудно, планов много, но иной раз кажется, что громкие проекты, по типу строительства домов, отдают немного популизмом. Мы строим стадионы, но у дома разбита дорога.

В ходе беседы один из экспертов рынка высказал мнение, что в последнее время не чувствуется общей стратегии в поведении «Укргидроенерго», курс сбился на решение сиюминутных задач.

Кстати, Семен Поташник свой уход и ситуацию в отечественной гидроэнергетике сегодня комментировать наотрез отказывается. Все попытки поговорить с ним, столкнулись с решительным отказом. Он не хочет отвечать за то, что происходит сегодня.

Возможно, причина кроется как раз в том, что с момента смены правления «Укргидроэнерго» прошло не так много времени. Возможно, будучи далеким от гидроэнергетики, новый глава до конца еще не успел изучить все тонкости. За два года, Игорю Сироте всего дважды удалось посетить станции. Возможно, информация о техническом состоянии металлических конструкций плотин не доходит до верха, доходит не полностью, искажена. Понять пока сложно.

Итоговая актуальность

Но одно нужно понимать, гидроэнергетика — едва ли не главный стабилизатор национальной энергосистемы. Также берем в расчет то, что социальная значимость отрасли в период актуализации темы, который мы наблюдаем сейчас, возрастает в разы. В таких случаях, инфраструктурные элементы системы могут выступить стабилизатором в ином качестве, гася общественную обеспокоенность, растущую на фоне паводковой угрозы, в том числе. Для этого система должна быть готова взять на себя эту ответственность, расставить приоритеты. Кстати, о приоритетах и поговорим дальше…

www.rbn.cc

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий