ЧЕРНЫЙ ЭКРАН. Отечественный телерынок и кинотеатры заполонил зарубежный ширпотреб

Много лет тому назад вождь мирового пролетариата упрямо твердил, что из всех искусств  важнейшим для нас является кино. С оглядкой на сегодняшний день можно уверенно сказать – кино иностранное. Отечественный телерынок и отечественные кинотеатры заполонил зарубежный ширпотреб. Это у нас уже принято считать нормой.

 Современное молодое поколение уже не понимает вкусов старшего, которое воспитывалось на «Стариках-разбойниках», «Шурике» и т.д. О, времена, о, нравы!

 На сегодняшний день отечественная  киноиндустрия находится в полусогнутом состоянии – еще не мертвая, но уже не  дееспособная. Немногочисленные телесериалы, которые время от времени выдают на-гора режиссеры, не отражаются на реальной ситуации в кинематографе. В отличие, скажем, от нашей соседки – России.

 Среди массы бывших киностудий художественных, хроникально-документальных  и мультипликационных фильмов, которые полностью удовлетворяли интересы потребителя (в год выпускалось до 100 единиц готового продукта), на сегодняшний день условно действующей можно назвать только киевскую киностудию им. Довженко

 

Сегодня киноманы, наверное, и не поймут, как воспринимать эту шутку – саркастически или, наоборот – позитивно, но при упоминании титулованных «Теней забытых предков» здешней прописки, некоторые вопросы автоматически отпадают.

 Киностудийный режиссер Юрий Ильенко с болем в сердце отмечает, что в сравнении с «теми давними добрыми временами»  довженковцы   заметно   опустили  свой профессиональный уровень. Ведь ситуацию предсмертной агонии бывшего киногиганта никак не спасешь лентами типа занудной «Роксоланы» и нерейтинговых  «Черной Рады» и «Царевны». Но лучше хоть что-то, чем ничего.

 Это же касается студий, которые «кормятся» за счет государственных дотаций. Умные люди придумали слово «частное предприятие» — именно по такому принципу действуют остальные  киностудии, которые продают свой продукт нашим телеканалам ( та же студия «Пилот», известная  «Большими перегонами»). Но на полнометражные художественные  фильмы их просто не хватает –жестоко, но факт.

 На сегодня никто по большому счету не сумел сделать бизнес на украинском кино и украиноязычном дубляже, (серьезные киностудии в счет не берутся), а всякие попытки «снять пенки с гимна» увенчались полным крахом. Хорошо поискав, можно найти неплохие украинские фильмы с хорошим дубляжом, (а не характерным  гнусавым бормотанием) на качественных носителях.

 Лично я была крайне удивлена, увидев  в одном из магазинов полную коллекцию фильмов с участием актера Ивана Миколайчука. Но на этом радость и закончилась – аналогов этому пока что вроде бы и нет – ведь все «свое» у нас автоматически зачисляется в ранг«полный провал».

 Все лучшее в нашей стране всегда привыкли отдавать детям. Я сама хорошо помню, как мы со своими однолетками собирались возле телевизора, чтобы в очередной раз посмотреть фильм про Электроника или тот же мультик «Карлсон». Кто знает, не появился бы у Карлсона токсикоз, если бы он увидел Телепузиков, Вольтронов  и Покемонов, которые уверенным шагом (семимильным, что характерно) пришлиему на смену?

 А что делать? Анимации снимается  у нас еще меньше, чем фильмов. Режи-ссер киевской киностудии «Борисфен-Лютес» Наталья Чешихина разводит руками. Благодаря Богу  все режиссеры, работающие здесь, кроме любимой работы, получают еще и зарплату. Но есть одно «но» —  киностудия на 99 процентов работает для  Франции. Украинские малыши имели возможность увидеть  детище киевлян – мультик «Редфокс» («Червоний  лис»), который крутили в свое время по УТ-1.

 Рассказывает Н.Чешихина: «То, что наши ребята – мультипликаторы высоко котируются – это прекрасно. Но этим самым мы их потом теряем. Скажем, наш Сашко Бубнов после того, как получил на фестивале «Крок» и на французском мультипликационном фестивале премию за свою работу «Остання дружина Синьої  Бороди», просто поехал в Париж. Теперь он лишь изредка звонит, это и понятно – много работы.

 Отечественные режиссеры не имеют желания снимать видео для детей прежде всего из-за того, что эта работа абсолютно не окупается  в Украине. Десятиминутный мультик стоит от 3 до 50 тысяч долларов. При этом зарубежных продюссеров абсолютно не интересует, на какие жертвы идут мультипликаторы, чтобы отснять даже маленький ролик. Раскручивают они (продюссеры) только готовый продукт. Еще одно, что они берут на себя – это дубляж на языке своей страны. А проштрафился – Се Ля Ви…

 Кроме того, советую посмотреть в титры к мультфильмам – там вы увидите практически одни и те же фамилии. В творческом коллективе для подготовки мультиков у нас достаточно пяти человек, в то же время за границей к этому числу можно смело приписать два, а то и три нуля.

 Для наших режиссеров ни физически, ни материально, ни даже морально не под силу создать такую могучую «махину», как студия Уолта Диснея.  И главным краегольным камнем здесь является банальный страх перед завтрашним днем. Ибо кому интересно «снимать в стол»?  Да и техническая база давно устарела – на бывших киностудиях покрываются пылью кинокамеры и  проекторы..Безусловно, сегодня дело значительно облегчил компьютер, но все равно прежде всего уважают «живой» рисунок.

 Режиссерский и операторский факультет при институте им. Карпенко-Карого пользуется большой популярностью. Студенты понимают, что, возможно, после окончания вуза им не удастся полноценно осуществить в жизнь  полученные знания  и  придется зарабатывать на жизнь проектированием телерекламы, (что, кстати, преимущественно и делают выпускники), но все равно они усиленно грызут гранит науки. Впоследствии большая часть новоиспеченных кинорежиссеров перепрофилируется на театральную режиссуру, но по сути быть «сыном Мельпомены» и снимать кино – две разные вещи.

   Что характерно – «киношник»  должен перестроить свое сознание, чтобы  подстроиться под зарубежного зрителя, который с пеленок привык к зрелищности на экране. У нас же доминирует душевная доброта и простота – вспомните хотя бы легендарный мультик «Жил-был пес…». Что-то подобное сегодня воспринимается как  пережиток прошлых лет, и тогда отечественную анимацию смотрят лишь украинцы в диаспоре (если удастся раздобыть), считая, что у нас все «чикки – пики».

      И режиссеры, и родители, и даже врачи единогласно признают, что ахинея, начертанная по лекалу «Покемона» или дебильных олигофренов  Телепузиков,  травмирует несформировавшуюся  детскую психику.    Дети не понимают, что же плохого может быть в цветных  толстеньких человечках, которые ведут себя как пациенты психбольницы.  И поэтому ребенок не просит: «Папа, купи мне Чебурашку», а требует:»Вольтрона хочу!». 

 Еще одна особенность –90 процентов опрошенных детей к числу украинских мультиков причисляют «Невгамовних», «утиные истории» и много других, которые просто продублированы на украинском    языке.

     Отдельного абзаца просят японские аниме. Для мультиков  этого семейства характерна  особая тематика  — бои насмерть или порнография. Ни первого, ни второго японцы не избегают, более того – у себя на родине «аниме» стали просто национальным признаком, такой себе шкалой идентификации.

      В Украине  аниме пока  не пользуются особой популярностью, а вот в стране восходящего солнца известны  случаи нервных  приступов и даже самоубийств, случившихся от просмотра этих мультиков. Еще бы! – крови у них хватило бы для всех сцен в любом батальном фильме. Несмотря на то, что украинская анимация усиленно дышит на ладан, существует у нас один хороший фестиваль анимационных фильмов  «Крок».

 Директор фильма с украинской стороны – Давид Черкасский делится своими впечатлениями:» Сейчас все покупается и продается, главное —  за сколько. Режиссеры уезжают и будут уезжать – здесь уже ничего не поделаешь. Возможно, со временем ситуация изменится в позитивную сторону, но я думаю, что это произойдет не скоро.

     В России отсняли продолжение «Приключений Незнайки». А не было желания сделать что-то подобное  с отснятого ранее  «Острова сокровищ» или  «Капитана  Врунгеля»?

    — Для россиян это был чисто коммерческий проект. От бывшего доброго Незнайки мало что осталось.  Впрочем, если бы подобный проект поддержали бизнесмены, думаю, я бы рискнул.  Хотя  вместе с тем мы уже поставили в одном из киевских кукольных театров мюзикл  «Остров сокровищ»

 Неизвестно как бы дети отреагировали на появление мультика с, так сказать, « украинским началом» — «Козаки»  Дахно воспринимаются почему-то как пережитки прошлого, а  на удивление колоритная  «Энеида»  канула в Лету. Мы привыкли к творческой импотенции  художников и фригидности зрителей. Говорят, что против  любой проблемы лучшим врачом является время.  Не хотелось, чтобы этим врачом оказался патологоанатом.

 Л.Н.    

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий