«СМИ СТАНОВЯТСЯ ВСЕ ЛЕГКОВЕСНЕЕ И ЛЕГКОВЕСНЕЕ».

В Луганске состоялось первое заседание Медиа Клуба, организованное при участии общественной организации Центр творческих инициатив «Восточная Украина». Мероприятие прошло в помещении Луганского филиала Киевского института бизнеса и технологий.

Тема обсуждения – «Журналистика и региональные СМИ: вчера, сегодня и завтра».

— Мы выбрали эту тему для нашего первого мероприятия не случайно, — отметил руководитель ЦТИ «Восточная Украина» Сергей Сакадынский. — В рамках проекта, который мы сейчас реализуем в Луганске, мы планируем провести пять мастер-классов для начинающих журналистов. В связи с этим нам хотелось бы в рамках публичной дискуссии, которую мы начинаем здесь, и продолжим в соцсетях, определить проблематику, определить основные направления, которые могут быть интересны в этом контексте.

Экспертами Медиа Клуба выступили шеф-редактор телеканала «Ирта» Юлия Сухаревская, журналист Константин Скоркин, издатель и медиакритик Григорий Луговский и социолог Игорь Акимов.

Участники Медиа Клуба сконцентрировались на вопросах качества местной журналистики и состояния региональных медиа. Уделили внимание рейтингам местных СМИ, в том числе, сравнению рейтингов региональных и общенациональных медиа. Этот вопрос вызвал больше всего разногласий.

— Я бы никогда не стала сравнивать национальные телеканалы с региональными, — отметила Юлия Сухаревская. – Будь то социологические исследования или что-то другое. Причина – уровень инвестиций. Никогда не телеканале «Ирта» не будет такого финансирования, как у канала «1+1».

Аналогичную точку зрения высказал Сергей Сакадынский:

— У нас любят мерить всё и вся, однако сегодня средства массовой информации даже в одном сегменте настолько разные, что сравнивать их друг с другом просто некорректно. Каждое СМИ сегодня узкоспециализировано, и ставить в один ряд, например, рекламную газету и новостное издание неправильно. Это всё равно, как если бы мы стали акулу оценивать по её способностям лазать по деревьям – в этом случае она всегда будет аутсайдером по сравнению с белками.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что сейчас невозможно говорить о том, что нельзя на сегодня говорить о том, что какие-то виды СМИ вытесняют остальные, занимая господствующую позицию. По мнению экспертов, телевидение и Интернет не являются конкурентами, наоборот, есть тенденции к их интеграции. Также рано говорить о том, что Интернет-издания в ближайшее время полностью вытеснят печатные СМИ. У тех и других есть своя аудитория, которая зачастую не пересекается.

Также для журналистики актуальна проблема кадров. Три факультета в Луганской области обучают журналистов, однако в большинстве СМИ продолжают работать люди зачастую предпенсионного и пенсионного возраста. Поэтому участники заседания пришли к общему выводу, что молодых журналистов нужно обучать и мотивировать.

Cерьёзная проблема – это проблема экономической модели, которая бы позволила СМИ развиваться и быть независимыми.

— У нас тема проблемы местной журналистики, однако не существует проблемы журналистики, есть проблема средств массовой информации, — считает Григорий Луговский. – Журналист работает на какой-то площадке. А СМИ, в частности, газеты, становятся бесплатными, в итоге они не могут себя окупать за счёт продаж контента. Проблема в том, что пресса не зарабатывает денег для содержания штата журналистов, и становится зависимой от спонсора. А те, кто выживает самостоятельно, выживают за счёт рекламы, и они отказываются от журналистики, потому что журналистика является для них убыточной.

Фактически произошло разделение рынка средств массовой информации. Наиболее успешными с финансовой точки зрения являются рекламные издания, такие как «Бесплатка» и «Ярмарка», но они, по сути, являются рекламными буклетами, а не средствами массовой информации. Новостные же СМИ содержатся за счёт дотаций учредителей, спонсоров и заказных материалов, из-за чего их наполнение качественно страдает.

В связи с этим участники дискуссии подняли вопрос альтернативной журналистики на некоммерческой основе. Однако, в виду того, что гражданское общество в нашей стране до сих пор находится в недоразвитом состоянии, гражданской журналистики, свободной от внешней цензуры и независимой от денег, тоже нет.

— Ситуация ухудшается, — уверен луганский журналист Олег Перетяка. – СМИ перестают поднимать общественно важные проблемы. Они становятся всё легковеснее и легковеснее. Наши СМИ зависимы от тех, кто их финансирует, и они не заинтересованы в качестве. Джинса преобладает в наших СМИ.

— Как мне кажется, сегодня в луганской журналистике существует кризис жанра, — считает Константин Скоркин. – Журналистика зашла в какой-то смысловой тупик. Все эти разговоры продажная-непродажная, коммерческая-некоммерческая отражают непонимание того, чем мы вообще занимаемся. Мы забываем, что СМИ являются зеркалом общества, и они отражают то, что происходит в обществе. Общественная журналистика это либо удел камикадзе либо тех, кто может это финансировать за счёт других источников, грантов, например. Остальное всё вертится вокруг денег. При этом не факт, если журналистам вдруг дадут много денег и они начнут много и качественно писать, ситуация как-то изменится. Вот, к примеру, наш великий медиаменеджер Юрий Голик, давайте посмотрим, в чём он достиг успеха. Это газета «Бесплатка», которая не является газетой, а является сборником рекламных объявлений. Успех Голика – это успех «Бесплатки», никакой журналистики там нет. И это то, что на самом деле нужно луганчанам – красивая, качественная газета с объявлениями, может быть, с телепрограммой.

Участники Медиа Клуба согласились с тем, что перспективы региональной журналистики в развитии блоггерства и так называемой общественной журналистики как наиболее независимых и оперативных форм.

Подводя итоги мероприятия, организаторы отметили, что подобные обсуждения планируется сделать регулярными, не ограничиваясь при этом каким-то узким перечнем тем. Темы будущих обсуждений будут предлагаться амимии участниками, пишет http://pressinfo.lg.ua

Проект «Новые медийные форматы как средство повышения качества аналитического контента луганских СМИ» реализуется общественной организацией Центр «Восточная Украина» при поддержке Фонда развития СМИ Посольства США в Украине.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий