РЕГИСТРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ. Как работает регистрационная система, проблемы и недостатки. Интервью зам. начальника Главка Госкомзема

С 1 января 2013 года  изменен порядок регистрации земель.Информация о земельных участках в пределах Украины стала общедоступной благодаря открытию Публичного земельного кадастра. Как сегодня в Запорожской области продвигаются работы по регистрации земельных участков? Существуют ли нерешенные проблемы, связанные с работой регистрационной системы? Каким образом планируется устранить имеющиеся ошибки в электронной кадастровой карте Украины? На эти и другие вопросы отвечает заместитель начальника Главного управления Госземагентства в Запорожской области Александр Жадан.

 — Александр Александрович,  с какой целью в Украине был изменен порядок регистрации земельных участков?

 — С 1 января 2013 года в Украине вступили в силу Законы Украины «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений» и «О государственном земельном кадастре». Со вступлением в действие этих законов в Украине заработал единый государственный реестр объектов недвижимости по примеру цивилизованных развитых стран. Теперь информация о правах собственности на земельные участки и недвижимость, которая на них находится, будет находиться в едином реестре.

 -Расскажите о нынешней процедуре получения и регистрации земельного участка

 -Гражданин или уполномоченное им лицо, как и до 1 января текущего года, обращается в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления с заявлением о получении разрешения на разработку землеустроительной документации о  передаче в собственность (пользование) земельного участка.

 После получения такого разрешения, гражданин обращается в проектную организацию, которая имеет лицензию на выполнение землеустроительных работ а также квалификационный сертификат инженера-землеустроителя. Там он заключает с разработчиком договор на изготовление землеустроительной документации.

 Далее,  после изготовления документации (еще до ее утверждения) гражданин, уполномоченное им лицо, или же проектная организация обращается с документацией и ее электронной версией (обменным файлом) в территориальный орган Госземагентства по месту размещения земельного участка. Там он подает заявление о государственной регистрации земельного участка, оплачивает административные услуги и предоставляет Государственному кадастровому регистратору документ, подтверждающий оплату этих услуг. 

 После проведения государственной регистрации земельного участка гражданин получает землеустроительную документацию с присвоенным кадастровым номером и выписку из Государственного земельного кадастра. После этого он обращается в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления с заявлением об утверждении землеустроительной документации и передаче земельного участка в собственность или пользование. Указанные органы после принятия решения об утверждении землеустроительной документации, в пятидневный срок подают Государственному кадастровому регистратору заверенные копии этих решений.

 После получения решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, заявитель обращается в орган государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество для регистрации права собственности (пользования) на земельный участок.

 После получения в порядке информационного обмена данными информации о регистрации права на земельный участок, государственный кадастровый регистратор Госземагентства Украины вносит в Поземельную книгу сведения о владельце или пользователе земельного участка, а гражданин получает свидетельство о праве собственности на земельный участок.

 — Не слишком ли сложно, как Вы считаете?

 — Возможно, эта процедура на первый взгляд и покажется сложной, но это только на первый взгляд. Ведь системы Государственного земельного кадастра и Государственного реестра имущественных прав на недвижимое имущество связаны между собой, соответственно информация, содержащаяся в них по защищенным каналам связи передается в электронном режиме. Это существенно облегчает и ускоряет процесс регистрации.

 Кроме того, законодательная база еще окончательно не сформирована, она все время совершенствуется. В настоящее время специалисты Госземагентства Украины и Минюста работают над разработкой проектов законодательных актов, после принятия которых гражданам при первичной регистрации участка и права на него уже не придется обращаться в два ведомства. 

 — Сколько по времени занимает регистрация земельного участка и сколько регистрация  права собственности?

 — Сроки регистрации земельных участков четко определены действующим законодательством — на это отводится 14 календарных дней. Существует лишь одно «но» — если не будет обнаружено ошибок в документации и она не вызовет дополнительных вопросов. На государственную регистрацию прав на земельный участок в Укрреестре законодательством отведено не более 14 рабочих дней.

 — Какова стоимость этих услуг?

 — В соответствии с Постановление Кабинета Министров Украины от 05.12.2012 №1217 «О внесении изменений в Постановление КМУ от 01.08.2011 №835» эта сумма составляет 184 гривны, из которых 65 гривен оплачивается органам Госземагентства за регистрацию в Национальной кадастровой системе и 119 гривен — за регистрацию права собственности органам регистрации имущественных прав.

-Налажен ли процесс регистрации земельных участков в Запорожской области?

 — Сегодня система работает в штатном режиме. За время ее фактической работы териториальные органы земельних ресурсов приняли от граждан 4176 заявок об осуществлении государственной регистрации земельных участков и 2436 заявок о выдаче выписок из Государственного земельного кадастра. На данный момент государственные регистраторы Запорожской области зарегистрировали 4119 земельных участков, и выдали 2423 выписки из Государственного земельного кадастра.

 

— Были ли трудности при налаживании регистрации земель по новой схеме, и везде ли сейчас процесс регистрации ведется без проблем?

 — В начале года в связи с внедрением нового программного обеспечения «Национальная кадастровая система» определенные проблемы и трудности, конечно же, были. Связано это было, как с технической стороной работы системы, так и с необходимостью обучения государственных кадастровых регистраторов. Поэтому в Главном управлении Госземагентства области для руководителей территориальных подразделений земельных ресурсов и их кадастровых регистраторов в срочном порядке было организовано проведение семинаров.

 На них подробно рассматривались действия кадастровых регистраторов при выполнении ними функций регистрации земельного участка, разъяснялся каждый шаг внесения данных в Национальную кадастровую систему. Имеющиеся проблемы в работе системы аккумулировались на уровне Главного управления Госземагентства области и направлялись для их решения в Госземагентство Украины. Благодаря этому на сегодня, как я уже говорил, эти проблемы позади.

 Не без труда прошел и переход к единой по всей Украине геодезической системе координат. По городам Запорожье, Мелитополь, Бердянск документация и обменные файлы требовали доработки, координаты подлежали корректировке. Надо отметить, что лицензированные организации с пониманием отнеслись к требованиям Закона Украины «О Государственном земельном кадастре» и сейчас на регистрацию земельных участков с каждым днем поступает все больше и больше доработанных документов.

 — Александр Александрович, все мы читали, а многие лично просматривали Публичную кадастровую карту Украины. К сожалению многие из тех, кто нашел свой участок на карте, увидели ошибки или накладки. Почему возникли такие неточности, и как решается проблема устранения ошибок?

 -Электронный Государственный кадастр заработал в Украине с начала текущего года. В него была внесена информация об около 50 миллионах земельных участках по всей стране. Двадцать лет в Украине эта информация пребывала на бумаге.

 Проверить качество данных о земельных участках, которые вносились в электронную систему, было невозможно. Ведь каждый район вел регистрацию и учет земли в удобной для него форме. Единых требований не было, альтернативных систем координат по всей стране насчитывалось более полутора тысяч. Поэтому, действительно, на кадастровой карте Украине, много ошибок и неточностей, которые еще предстоит исправлять. 

 Для этого на самой карте Госземагентством Украины разработана специальная форма обратной связи. В табличку необходимо ввести персональные данные, информацию о земельном участке и отметить ошибку. Система построена таким образом, что большинство технических ошибок исправляются автоматически.

 Кроме того Госземагентство Украины ввело экстренную информационную помощь гражданам. Позвонив по номеру  0800 502 528 на «горячую линию» Госземагентства Украины (звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные), каждый может получить исчерпывающие ответы и квалифицированную помощь специалистов.

 Записала Татьяна Елефтериади, 

заведующая сектором взаимодействия со СМИ Главного управления Госземагентства в Запорожской области (для «Хроник и Комментариев»)

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий