Иностранцы хлопнули дверью. В Беларуси прошел брифинг МИД с участием Протасевича

Министерство иностранных дел Беларуси провело брифинг в Национальном пресс-центре в связи с посадкой самолета Ryanair в Минске. Среди участников брифинга – оппозиционный журналист, политзаключенный Роман Протасевич. Трансляцию вел Национальный пресс-центр Беларуси в YouTube.

Фото: EPA

Его привели в комнату в последнюю минуту, пишет «Радыё Свабода».

Представитель МИД Беларуси Анатолий Глаз выразил сожаление, что ряд решений западных партнеров в связи с инцидентом «основывается на непроверенной и ложной информации», и поэтому пора сказать всю правду.

«В 15.40 из зала начали выходить дипломаты. Зарубежные гости начали покидать брифинг МИД», – сообщило «Радыё Свабода».

В частности, корреспонденты BBC Джона Фишер и Абдужалил Абдурасулов подчеркнули, что не будут принимать участия в брифинге, где Протасевич «явно находится под давлением». «Мы просто вышли», – написали журналисты в Twitter.

«Радыё Свабода» отметило также, что не будет цитировать заявления Протасевича на брифинге, так как он находится в заключении.

В анонсе брифинга на сайте МИД Беларуси 10 июня говорилось, что в нем примут участие руководство департамента по авиации министерства транспорта и коммуникаций, Следственного комитета, министерства обороны, Государственного пограничного комитета, уполномоченный по делам религий и национальностей при Совете министров и «иные релевантные спикеры».

2

Табличку с ФИО обвиняемого по 3 составам преступления Протасевича внесли в зал за минуту до начала брифинга. Следом за табличкой появился и сам оппозиционер, без конвоя и наручников. В глаза бросались хорошо вымытая голова экс-главного редактора канала Nexta и его красивая рубашка в клетку.

Но первым речь держал не арестованный оппозиционер, а директор Департамента по авиации белорусского Минтранса Артем Сикорский. Он посетовал на неадекватное поведение Евросоюза и ИКАО, закрывших для белорусских самолетов небо над Старым Светом. «Нам своих граждан с Европы не давали забрать», — в частности, сказал чиновник.

Выступивший следом главком ВВС и ПВО Белоруссии генерал Игорь Голуб изложил точку зрения военных на инцидент с рейсом ирландской авиакомпании Ryanair, который в тот памятный день оказался не в Вильнюсе, а в Минске. Перехвата рейса белорусским истребителем МиГ-29 не было, — сказал генерал. Перехват, по его словам, это когда истребитель выходит в ту же точку воздушного пространства, что и другой самолет, и разными способами передает ему команды. Для этого, понятно, необходим визуальный контакт, а оба самолета находились друг от друга на минимальном расстоянии 55 километров. Далековато, чтобы крыльями качать. Да и вообще, вылетевший с аэродрома Барановичи МиГ-29  имел приказ прикрыть столицу РБ город-герой Минск от возможного акта воздушного терроризма.

Также главком заявил, что никакого приказа от белорусских авиадиспетчеров командир воздушного судна не получал. Из Минска ему были переданы лишь соответствующие рекомендации.

Третьим спикером стал председатель Следственного комитета Белоруссии Дмитрий Гора. Этот господин пожаловался на участившиеся случаи ложных сообщений о минировании различных объектов. Гора призвал власти Швейцарии сотрудничать в деле обнаружения лиц, которыми через сервис ProtonMail было отправлено подобное сообщение обомбе в ирландском самолете. Про Хамас – ни слова.

Протасевич на брифинге держался во всех смыслах раскованно. 

В самом начале он сделал три признания. Первое: Лукашенко в СИЗО его не бил. Второе: он себя прекрасно чувствует, жалоб не имеет и готов на медицинское освидетельствование. Третье: его никто из силовиков пальцем не тронул. Настоящими заложниками ситуации являются София Сапега и родители Романа, находящиеся в Польше. Последние живут в условиях информационного вакуума и распространяют ложную информацию о пытках в отношении своего сына. А ведь они могут вернуться домой, в Белоруссии им опасаться нечего. 

После этого Роман ответил на вопросы журналистов. Например, он сообщил, что фамилию олигарха, спонсировавшего издание Протасевича Nexta, а также название его компании, он забыл. Еще он признался в том, что «Нанес урон не только государству, но и стране и готов на все, чтобы исправить ситуацию. Я никого не предавал и сотрудничаю со следствием по собственному желанию… Я понимаю, за какие преступления мне придется отвечать». 

По словам Протасевича, он разочаровался в протестной активности, в участии в политической жизни и единственное, о чем мечтает – это стать простым фотографом. «Я не буду политическим сторонником президента, — сообщил Роман в заключение, — Я его уважаю, но на сторону государства я не перехожу. Все, что я сейчас сказал, я сказал абсолютно добровольно. Мне не кололи никакую «сыворотку правды». Вы не верите, что я говорю правду?» На этот вопрос журналисты Протасевичу не ответили.

3

Брифинг под принуждением? Что сказал Протасевич на «пресс-конференции» в Минске

В Минске прошел брифинг, на котором неожиданно появился Роман Протасевич. О чем говорили представители госорганов и Протасевич, и почему дипломаты поспешили покинуть зал — у DW.

На брифинге в Минске 14 июня

«Немного волнуюсь. Буквально 2 часа назад узнал о такой возможности», — такими словами начал свое выступление Роман Протасевич на брифинге в Минске в понедельник, 14 июня. Его появление на пресс-конференции стало для журналистов неожиданностью. Изначально в качестве спикеров указывались представители Следственного комитета, Госпогранкомитета, Министерства обороны и Департамента авиации. Они собирались рассказывать о деле Романа Протасевича, инциденте с самолетом Ryanair и ситуации на границе Беларуси.

Однако буквально за минуту до начала брифинга на стол поставили табличку с именем Романа Протасевича — в зал Национального пресс-центра он зашел в сопровождении сотрудников в штатском, без наручников и выглядел спокойным и без каких-либо внешних признаков побоев.

Власти Беларуси пытались доказать, что посадили самолет Ryanair законно

Этот брифинг для журналистов организовывал МИД Беларуси, его анонсировали 4 дня назад. На пресс-конференцию специально пригласили представителей дипломатического корпуса, отвели им два ряда в зале, но как только за стол сел Роман Протасевич и начал свое выступление около половины дипломатов встали и ушли. Так же поступили и некоторые иностранные журналисты, которые пришли на пресс-конференцию.

Кроме того, специально для освещения именно этого брифинга корреспонденту DW выдали временную аккредитацию, хотя МИД Беларуси уже на протяжении 8 месяцев никак не отвечает на заявки корреспондентов Deutsche Welle.

Траектория полета рейса Ryanair 4978 RUS

Начался брифинг с подробного обсуждения инцидента с самолетом Ryanair. Белорусские власти на все лады и с помощью неких «новых фактов» пытались доказать, что действовали законно, отвечая на возможную угрозу терроризма. Командующий ВВС Беларуси Игорь Голуб демонстрировал красивые схемы с расположением самолета Ryanair и истребителя МИГ-29, которые должны были подтвердить, что перехвата и принуждения белорусских властей приземлиться самолету именно в Минске не было, что все это, дескать, выдумки Запада.

Другим примером демонстрации доброй воли и невинности минских властей должно было, очевидно, стать видео на тему так называемого «дела поляков» — депортации в Польшу трех фигурантов «дела поляков» — активисток Ирены Бернацкой, Анны Панишевой и Марии Тишковской. Журналистам показали видеозапись общения с польским консулом, где дипломат задает им вопросы, касающиеся их согласия на выход из заключения и выезд в Польшу.

На вопрос журналистов о законности такой съемки, председатель Следственного комитета Дмитрий Гора заявил, что съемка была санкционирована прокурором и в данном случае он не должен был уведомлять дипломата о записи.

Власти рассказали в чем обвиняют Протасевича и Сапегу

Однако ключевым стал момент, когда журналисты получили возможность задать вопросы самому Протасевичу. На просьбу прокомментировать сообщение о том, что Протасевича в СИЗО КГБ избивал сам Александр Лукашенко, он сказал: «Хорошо, что мы начали с шутки». Затем Протасевич продемонстрировал, что у него нет ссадин на руках и заявил, что прекрасно себя чувствует и его никто не избивал.

Роман Протасевич на брифинге в Минске 14 июня

Роман Протасевич на брифинге в Минске 14 июня

«Хочу обратиться с просьбой не распространять дальнейшие слухи. Настоящими заложниками ситуации стала Софья (Сапега — девушка Протасевича, задержанная вместе с ним — Ред.) и мои родители, которые находятся в Польше в условиях информационного вакуума. Подумайте, как отреагировали бы ваши матери, если бы писали, что вас избивают», — сказал Протасевич и добавил, что его родители могут спокойно вернуться в страну.

На вопрос корреспондента DW о том, допрашивали ли Протасевича представители так называемой Луганской народной республики, о сотрудничестве которых с белорусскими силовиками писали СМИ, Роман ответил, что «дает показания только Следственному комитету». Представитель СК также рассказал, в чем обвиняется Протасевич: Роман проходит обвиняемым по статьям об организации действий грубо нарушающих общественный порядок (342 УК), организация массовых беспорядков (293 УК) и разжигание социальной вражды и розни (130 УК).

Отвечая на вопрос о том, почему вместе с Протасевичем была задержана его подруга Софья Сапега, Гора сказал, что ее задержали по подозрению в совершении преступления по статье 342 УК. «Но затем почти сразу ей были предъявлены подозрения по статье 130 — о разжигании социальной вражды и розни».

Журналистка БелаПАН: «Я не верю ни одному вашему слову»

На протяжении всего брифинга создавалось впечатление, что Роман усиленно (и безрезультатно) пытается убедить журналистов в своей искренности. На вопрос о том, обещали ли ему свободу в обмен на сотрудничество, Протасевич ответил, что никакого торга со следствием не было. «Мое сотрудничество со следствием связано с тем, что я понимаю, какой урон нанес стране. Сейчас я хочу сделать все, что в моих силах, чтобы исправить эту ситуацию», — заявил он.

Вместе с тем, по его словам, нахождение в заключении не изменило его политических взглядов. «Я не буду политическим сторонником президента. Да, я его уважаю как человека, но  я не буду его сторонником и не перехожу на сторону государства», — сказал Роман Протесевич и затем обратился к аудитории с вопросом, верят ли ему собравшиеся.

После недолгой паузы журналистка независимого издания БелаПАН Татьяна Коровенкова встала и обратилась к Протасевичу: «Роман, я вам искренне сочувствую. Многие из ваших коллег в Беларуси вам искренне сочувствуют. Я могу представить, что с вами могли сделать. И я не верю ни одному вашему слову. Просто держись, просто переживи это», — сказала Татьяна Коровенкова. https://www.dw.com

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.