Германия сегодня: ксенофобы, расисты, преступники, жертвы

«Антирасистские протесты и дебаты, в том числе о колониальном прошлом Германии, переживают подъем. Это хорошо и важно. Происходит осмысление истории, хотя и медленное. Но в этом антирасистском дискурсе есть ключевой пробел: анализ антивосточноевропейского и антиславянского расизма», — пишет немецкое издание Die Tageszeitung.

«В Германии существует долгая традиция антиславянского и антивосточноевропейского расизма, — говорит Яннис Панагиотидис, исследователь миграции и руководитель Исследовательского центра истории трансформации при Венском университете.

По его словам, проблема заключается в том, что зачастую всё преподносится так, будто расизм — это исключительно двойная черно-белая схема. При этом расизм, особенно в Европе, никогда не основывался исключительно на разнице в цвете кожи.

Так называемая «расовая теория» в той форме, в которой она существовала в XIX веке и в первой половине XX века, разделяла людей не только на белых и черных, говорит Панагиотидис, но и на «цивилизованных» западных европейцев и на «невежественных, отсталых» людей на Востоке.

Эта категоризация достигла своей кульминации при национал-социалистах, говоривших о славянах как «низшей расе». Исторически с этим связан и антисемитский образ «восточных евреев», — говорится в статье.

«В немецком контексте эта выраженная славянофобия имеет особенно «нехорошую традицию», говорит Ханс-Кристиан Петерсен. Он преподает в Институте истории при Ольденбургском университете и среди прочего специализируется на истории России и Советского Союза.

«Начиная с XVIII века в источниках то и дело встречается идея о так называемых «немецких носителях культуры», которые несут свет культуры на «темный восток», говорит он. В основном это описания путешествий, рассказывающие, насколько «все дико и отстало» там, на востоке. В этом вполне можно заметить колониальный взгляд на восток. Поэтому было бы слишком поверхностным ограничивать немецкий колониализм исключительно периодом между 1884 годом и концом Первой мировой войны», — говорится в статье.

«С начала войны против Советского Союза в 1941 году Гитлер мечтал об идеальном образе «жизненного пространства на Востоке». (…) Преступный план Гитлера заключался в том, чтобы поселить в аннексированной Польше и на Западе Советского Союза 5 млн немцев. 31 млн людей должны были быть депортированы или убиты. 14 млн «чужеродцев» должны были стать рабами. Жизнь славянского и еврейского населения на этих территориях была под угрозой голода, эксплуатации, депортации и смерти. Лишь ход войны положил конец страшному плану».

«Вплоть до нулевых годов преступления национал-социализма в Восточной Европе занимали лишь второстепенное место в коллективной памяти немцев, — указывает издание. — (…) В последние 20 лет осмысление национал-социалистических преступлений на востоке Европы все еще проходит медленно».

«В ноябре прошлого года журналист Хаснаин Кацим высказал в Twitter свое недовольство по поводу того, кого приглашают в качестве эксперта по США в связи с президентскими выборами в Америке.

«Это как с правительством Гельмута Коля, которое всех считало «русскими немцами» — достаточно было владеть немецкой овчаркой 200 лет назад», — написал он. (…) Кацим говорил о русских немцах как иммигрантах, которым давали гражданство из-за их «немецкой крови», в то время как не белым мигрантам, уже давно живущим в Германии, приходилось преодолевать более значительные преграды, как, например, его семье».

«На самом деле русским немцам никогда не давали гражданство из-за их «немецкой крови», — отмечает издание. — Основанием для этого были скорее пережитые ими изгнание и депортация во время Второй мировой войны. Русские немцы должны были доказать свою «этническую принадлежность» к немецкому народу. Но многие немцы называли их всех «русскими».

«Почти не говорят и о постсоветских мигрантах, ставших жертвами расистского насилия, — пишет издание. — (…) 4 мая 2002 года подростки напали у клуба на мигранта Кайрата Батесова и его друга Максима К., обозвав их «чертовыми русскими». 23 мая 2002 года Батесов умер от полученных травм. «Ксенофобский мотив преступления» суд тогда не захотел признавать».

«19 декабря 2003 года в Хайденхайме правый экстремист убил Виктора Филимонова, Вальдемара Акерта и Александра Шляйхера, все трое были поздними переселенцами. В этом деле суд также не увидел расистского мотива».

«1 июля 2009 года российский немец Алекс В. убил в суде Дрездена египтянку Марву Эль-Шербини, находившуюся на третьем месяце беременности. Здесь расистский мотив оказался однозначным».

«Что это демонстрирует? Пожалуй, то, что границы между преступниками и жертвами не всегда так однозначны, как хотели бы этого некоторые люди, — заключает Die Tageszeitung. — Реальность сложнее, чем она зачастую представляется в антирасистском дискурсе».Источник: Tageszeitung

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.