Мы национализируем “Мотор Сич”, а китайские чиновники ездят в Крым. Что дальше?

На вопросы dsnews.ua отвечает содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков

По итогам заседания СНБО 11 марта Алексей Данилов подтвердил готовящуюся Украиной национализацию “Мотор Сич”, дав понять, что диалога с Китаем по этому конфликту не будет. В этой связи Пекин ограничится известными исками на $3,5 млрд или следует готовиться еще и к ассиметричному ответу?

— Вокруг “Мотор Сич” ситуация весьма и весьма непростая. То, что Украина ориентируется преимущественно на США, а Китай голосует, мягко говоря, сдержанно по украинским резолюциям в Совбезе ООН, не может не сказываться. Другое дело, что тут речь не идет о разрыве или о каком-то чрезмерном охлаждении отношений.

— На днях Крым посетила представительная делегация китайцев — явно с одобрения высшего руководства КНР. Как следует реагировать Украине? Закрывать глаза? Писать ноты? Заносить высокопоставленных китайских чиновников в базу “Миротворца”?

— Очевидно, будет задействована предыдущая практика, используемая уже неоднократно относительно иностранных визитов в оккупированный Крым. Не думаю, что украинская сторона сделает какое-то исключение для Китая. Безусловно, это усложнит наши отношения, как и ситуация вокруг “Мотор Сич”.

Серьезный отпечаток на отношения Киева и Пекина накладывает и то, что сегодня сложились достаточно тяжелые отношения между США и Китаем. Если мы вспомним последние заявления Байдена по этому поводу и соответствующие документы, которые уже частично обнародованы, то тяготение Украины к укреплению отношений и партнерству с США вполне понятны, так как американцы на сегодняшний день выступают фронтменами санкционного фронта против России, оказывая нам стабильную и последовательную поддержку на всех международных площадках.

— Означает ли поведение Китая, что мы точно не увидим эту страну как участника “Крымской платформы”?

— Это право каждой страны — принимать участие или не принимать участие. Некоторые страны уже подтвердили участие в “Крымской платформе”, в частности, несколько стран ЕС. Украина презентовала “Крымскую платформу” в рамках Европейского Союза, перед ОБСЕ и другими международными игроками. В данном случае идет широкая популяризация этой идеи. И тут вопрос в том, насколько Китай будет готов к этому. У меня есть некоторые сомнения по этому поводу. Думаю, Китай будет воздерживаться от какого-то активного участия в “Крымской платформе”. Потому что у российской стороны тесные отношения с Китайской народной республикой и Пекин вряд ли будет портить отношения с Москвой.

— Китай — крупнейший торговый партнер Украины после ЕС. Как происходящее в наших политических отношениях может сказаться на украинском экспортном бизнесе?

— Может сказаться, но нужно учитывать тот факт, что сама специфика, структура торговли с Китаем не очень-то, честно говоря, в украинскую пользу. Потому что к нам идет китайский ширпотреб, а мы поставляем продукцию с низкой добавленной стоимостью, в большей степени сырье. Такая асимметрия прослеживается и она весьма существенна. С другой стороны, надо помнить, что ключевая ориентация Украины — европейский рынок. В нашей Конституции европейская интеграция прописана и ЕС на сегодняшний день наш главный партнер с 41% общего товарооборота. Поэтому приоритет здесь в развитии отношений с европейской стороной. Хотя это вовсе не исключает и, наоборот, предполагает необходимость развития активности на третьих рынках, в том числе, Азиатско-Тихоокеанском регионе.

— А с их стороны какие будут действия — пока рано, наверное, прогнозировать?

— Сложно, да. Давайте учитывать то, что китайская сторона — довольно сложный и осторожный, стратегически сориентированный партнер, которому не свойственны какие-то быстрые и скоропалительные действия. Китай действует медленно, может быть, даже неторопливо. Поэтому рассчитывать на мгновенную реакцию вряд ли стоит. Отношения, так или иначе, будут развиваться, но и будут ограничиваться фактором, который мы обсуждаем.

— Можно ли говорить о том, что Украина больше не может рассчитывать на китайские деньги — ни в виде инвестиций, ни тем более в виде льготных кредитов?

— Нет, я думаю, не будет такого разрыва.

— Очевидно, что наша страна оказалась между молотом и наковальней, имея в виду отношения в треугольнике США — КНР — Украина. Существует ли дипломатический выход из этого положения, чтобы не обидеть ни стратегического союзника, ни крупного торгового партнера?

— В данном случае необходимо помнить, что для Украины приоритетом номер один является сдерживание российской агрессии. Эта внешняя угроза на сегодняшний день — самая главная и ключевая. Она и будет предопределять специфику и характер внешней политики Украины и сегодня, и завтра, диктуя ее действия на международной арене. В данном случае для Украины партнером эффективным и весьма действенным является США, а не Китай.

Во всяком случае, смена администрации в США дает Украине определенные шансы на развитие и углубление партнерства по разным направлениям. И эту возможность нужно использовать. Однако еще раз подчеркну, что это вовсе не означает какого-то разрыва или, скажем, умышленного ухудшения отношений с Китаем.

Денис САРБЕЙ

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.