Что будет с партией Медведчука-Левочкина после удара Зеленского?

Для партии “Оппозиционная платформа — За жизнь” наступили сложные времена. Их главные медиа-активы заблокированы, против одного из их лидеров Виктора Медведчука введены мощные санкции, а в Совете нацбезопасности намекают на то, что это далеко не конец — под санкции могут попасть и другие представители этой политсилы.

В то же время внутри ОПЗЖ нарастают противоречия между двумя крыльями влияния, которые могут и вовсе привести к расколу политпроекта. Почему вступление в ряды политсилы жены Медведчука, телеведущей Оксаны Марченко — может ускорить этот процесс, разбирался “Апостроф”.

В ОПЗЖ оказались на распутье

До начала февраля конфигурация сил внутри руководства ОПЗЖ была относительно понятной: Медведчук владел более мощным медиаресурсом и получал серьезную финансовую подпитку из-за границы. Главным же козырем так называемой группы “газовиков” считался Юрий Бойко, у которого стабильно сохранялся самый высокий рейтинг внутри политсилы и амбиции выдвигаться кандидатом в президенты. На этой почве, как предполагалось, перед выборами мог возникнуть конфликт.

Собственно, все предпосылки к этому были — и публичные нападки Вадима Рабиновича на Сергея Левочкина, и нежелание “газовиков” блокировать трибуну Верховной Рады после первых санкций против правой руки Медведчука Тараса Козака. И тут добавились еще санкции Зеленского персонально по Медведчуку.

Теперь Медведчук стал токсичным придатком, который скорее мешает, чем помогает общему делу. На словах в ОПЗЖ высказывают ему полную поддержку. Вскоре после введения санкций политсила выпустила достаточно жесткое заявление.

ОПЗЖ оценивает решение СНБО по введению персональных санкций против Виктора Медведчука, Тараса Козака и членов их семей как спланированный акт политических репрессий. Это желание диктаторского режима Зеленского свести счеты с лидерами оппозиции и нанести удар по самой рейтинговой политической силе страны. Никаких законных оснований для этой внесудебной расправы не существует”, — заявили в политсиле.

По мнению руководителя Центра прикладных политических исследований “Пента” Владимира Фесенко, такая позиция была предсказуемой, но на деле мало что значит.

ОПЗЖ формально будет поддерживать своего однопартийца, но нынешняя ситуация, как и то что произошло в начале февраля, это в пользу Бойко-Левочкина. Они остаются наиболее влиятельной структурой — информационно и финансово, хотя говорят с последним у них давно есть проблемы. Тем не менее они остаются наиболее действенной стороной ОПЗЖ. А медведчуковская группа очень ослаблена — она станет еще более агрессивной”, — отметил политолог в беседе с “Апострофом”.

Внешние проблемы обычно приводят к одной из двух вещей — либо к консолидации, либо к центробежным процессам. После первых санкций многие ожидали, что ОПЗЖ будет блокировать трибуну, не давать Верховной Раде работать, но мы увидели только стенд-ап Рабиновича — это уже смешно. Такое происходит, когда в партии нет монолитности, есть групповщина. Есть группа “газовиков” Левочкин-Бойко, есть группа Медведчука — судя по всему, у них интересы разнятся. В конце концов речь пойдет о том, что Медведчуку нужно будет радикализировать позицию, но к этому похоже не готова группа Левочкина-Бойко. Соответственно у них может пробежать трещина, и я не исключаю, что эти усилия будут извне стимулироваться. Возможно, Офисом президента, чтобы вывести на поле юго-востока более умеренный политический проект без такого явного пророссийского шлейфа, который тянулся за Медведчуком”, — считает руководитель аналитического агентства “Третий сектор” Андрей Золотарев.

Впрочем, есть и другой вариант развития событий — консолидация внутри политсилы перед лицом атаки со стороны власти.

Период довольно непростой для партии. Оба крыла находятся в относительном симбиозе. Сейчас есть определенное обострение противостояния, но обе части ОПЗЖ заинтересованы в существовании союзников — так или иначе, но так их возможности шире. Я думаю, что группа Левочкина будет стараться не допустить полного уничтожения влияния Медведчука”, — спрогнозировал в беседе с изданием политический эксперт Международного центра перспективных исследований Максим Степаненко.

Лайт-вариант “Партии регионов”

В последнее время украинские социологи начали “бомбить” информпространство самыми разнообразными соцопросами — часть из них сразу же вызывает огромный скепсис и выдает явную ангажированность авторов, но часть кажется относительно объективными.

Исходя из этих данных, личный рейтинг Юрия Бойко находится на уровне 15%. Еще 4-6% — электорат Медведчука, но на президентские выборы наверняка пойдет лишь один из них. В этом случае их электоральные рейтинги суммируются, если, конечно, между лидерами ОПЗЖ не произойдет публичного конфликта. Однако без поддержки мощной тройки телеканалов и уменьшением финансовой подпитки извне — шансов на победу на выборах крайне мало. Да и появление новых претендентов на электорат ОПЗЖ весьма вероятно — тем более, что его “устойчивость” хорошо показали выборы 2019 года, когда львиная доля симпатиков этой политической силы перетекла в лагерь Зеленского.

Последние события и шлейф не всегда понятных народу решений оставляют главе государства крайне мало шансов на повторение такого “фокуса”, но ведь не исключено и появление новых сильных игроков, которые могут пользоваться поддержкой кого-то из олигархов — например, Рината Ахметова, чей проект “Оппоблок” за последние годы практически растворился — в первую очередь “благодаря” усилиям ОПЗЖ. Да и Офису президента, где, по информации источников “Апострофа”, давно наладили отношения с Сергеем Левочкиным, такой кандидат может быть гораздо удобнее.

Я не думаю, что Медведчук имеет какие-то шансы стать лидером публичных симпатий украинцев — в том числе бело-голубого электората. Поэтому можно ожидать определенного роста популярности Бойко. Если посмотреть, то Офису президенту более выгодно иметь на этом поле конкурентом Бойко, потому что несмотря на политические предпочтения, он будет ориентироваться на Украину. И конкурировать с ним на предстоящих президентских выборах легче, тем более без поддержки ресурса Медведчука”, — считает аналитик Максим Степаненко.

Я думаю, что ОПЗЖ продолжит свое существование — это политическая сила, которая имеет представителей и сторонников по всей стране, поэтому вряд ли она куда-то испарится. Считаю, что со стороны ОП или олигархов будет предпринята попытка создать ручной проект, который будет ориентироваться либо на Банковую, либо на наших магнатов, но при заключении определенных договоренностей”, — добавил эксперт. 

Возможно снова мы увидим попытку реанимировать “Партию регионов”, но без пророссийскости. Что-то более центристское. По сути это должна быть “Партия регионов-лайт”, но без Медведчука, Януковича и всего этого шлейфа”, — считает политолог Золотарев.

Зачем Оксана Марченко пошла в политику

Использование супругов в политических целях — не такой уж неожиданный ход. Совсем недавно подобным образом поступил Петр Порошенко, отправивший свою жену Марину первым номером партийного списка на выборах в Киевсовет — на тех выборах “Европейская солидарность” выступила весьма неплохо — 31 кресло против 30 мандатов у партии Виталия Кличко, которой прогнозировали уверенную победу. Впрочем, сама Марина Порошенко за следующие после выборов месяцы ничем особенным не выделилась и складывается впечатление, что и не планировала — свое дело она уже сделала.

Оксана Марченко и Виктор Медведчук

Фото: OKSANA.MARCHENKO.OFFICIAL

Решение Оксаны Марченко, которая за все годы замужества с Медведчуком никогда не высказывала желания идти в политику, присоединиться к ОПЗЖ, может показаться эмоциональным. Ведь раскрутить ее в полноценную политическую фигуру — а уж тем более, чуть ли не в оппонента Зеленскому на будущих президентских выборах, как говорят некоторые политологи-”говорящие головы” — выглядит задачей малореальной. Хотя потрепать нервы Бойко появление госпожи Марченко вполне способно. Что вряд ли укрепит союз “газовиков” и “медведчуковцев”

Со стороны Марченко этот ход скорее направлен на эмоциональный эффект, но какой-либо самостоятельной политической активности с ее стороны не предвидится. Разве что в крыле Медведчука увидят какой-то политический ход, где она бы могла сделать что-то полезное”, — считает эксперт Максим Степаненко.

Трудно представить себе Марченко в роли еще одного лидера ОПЗЖ — их и так там слишком много. И появление в этом тесном клубе еще и звезды телеэкранов может лишь усилить центробежные процессы. ОПЗЖ точно не стоит хоронить, но сейчас партия столкнулась с невероятно трудным вызовом, а конкуренты наверняка постараются не упустить момент, чтобы получить свой кусок пирога на юго-востоке.

Александр ПОДОБРИЙ

Апостроф, 25 февраля 2021

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.