Тайна гибели Генсека ООН. Кто заказал убийство главы Организации Объединенных Наций

12 сентября 1961 года Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршёльд уже в четвёртый раз прибыл в Конго. В сентябре 1961 года кризис, связанный с Катангой, обострился, силы сепаратистов начали оказывать активное сопротивление войскам ООН, размещённым в этой провинции.

По мнению Хаммаршёльда, для поиска выхода из сложившегося кризиса следовало срочно организовать прямые переговоры между назначенным в августе главой конголезского правительства Сирилом Абдулой и лидером сепаратистских сил провинции Катанги Моисом Чомбе. Единственной мерой для обеспечения переговоров Хаммаршёльд считал свою личную встречу с Чомбе. Встреча была запланирована на 18 сентября в городе Ндола, принадлежавшем территории Федерации Родезии и Ньясаленда (сейчас это территория Замбии). Но встреча не состоялась.

Вечером 17 сентября 1961 года небольшой четырехмоторный самолет DC-6B под названием «Альбертина», принадлежавший Генеральному секретарю, вылетел из Леопольдвилля. Прибытие в Ндолу ожидалось в 23.45 вечера. На подлёте к Ндоле пилот сообщил авиадиспетчеру, что видит огни аэропорта. Затем связь прервалась.

Обломки самолёта были найдены в полдень 18 сентября в 14 километрах от аэропорта. Судя по остановившимся часам, катастрофа произошла в 20 минут пополуночи 18 сентября. Предполагалось, что самолёт слишком низко зашёл на посадку, задел верхушки деревьев, упал на землю и, перевернувшись, загорелся. 16 человек, находившихся на борту (10 пассажиров и 6 членов экипажа), погибли. В числе пассажиров были секретарь Хаммаршёльда Леланд, два американских советника Бишоф и Фабри, пять охранников. Пилотировал «Альбертину» шведский экипаж под командованием Пера Галлонквиста, состоявший из пилотов авиакомпании «Транс эйр». Сходство с делом о гибели генерала Сикорского возле Гибралтара поразительное, хоть их и разделяет почти 20 лет и 6 с половиной тысяч километров.

Через 10 дней после катастрофы останки Хаммаршёльда доставили в Швецию. Церемония прощания, проходившая в Кафедральном соборе Упсалы, транслировалась по телевидению. 29 сентября Генеральный секретарь ООН был похоронен в семейной могиле на старом кладбище Упсалы. Но в деле о его смерти рано было ставить точку.

* * *

В обстановке секретности было проведено шесть официальных расследований и восстановлен ход событий той ночи. Обстоятельства катастрофы оказались весьма странными.

Из соображений безопасности «Альбертина» вылетела в 5 часов вечера, когда уже было темно. Радист на связь с землей во время полета над Конго не выходил. Маршрут был засекречен. После пересечения границы Родезии экипаж сообщил, что они находятся над озером Танганьика. Дальше за самолетом следили наземные службы в Солсбери и в Ндоле.

Диспетчер аэродрома в Ндоле А. Кемпбелл Мартин в 23.30 принял сигнал бортового радиста. Было передано расчетное время посадки – 0.35. В 00.20 диспетчер уточнил высоту и дал сигнал пилоту снизиться до 6000 футов (1800 метров). Переговоры не были записаны на магнитофон, что привело к обвинениям в адрес Мартина со стороны комиссии ООН. Он оправдывался тем, что магнитофон был неисправен. В Комиссии по расследованию утверждали, что обратились к властям США с просьбой рассекретить записи разговоров внутри кабины в соответствии с законом о свободе информации, но получили отказ. Своё нежелание раскрывать данные в Вашингтоне объяснили «соображениями безопасности».

На высоте 650 метров «Альбертина» выпустила шасси и, мигая огнями, пошла на предпосадочный круг. Аэродром объявил о посадке, но ещё через десять минут радист на запрос диспетчера Мартина не ответил. Некоторые свидетели говорили, что слышали шум мотора и самолёт шёл на посадку. Но другие утверждали, что самолёт внезапно развернулся и полетел в обратном направлении. В половине первого ночи «Альбертина» врезалась в гору Ндола-Хилл и загорелась.

Большинство пассажиров сгорели на своих местах, двое – сержант службы безопасности Гарри Джулиен и Даг Хаммаршёльд – были выброшены за борт. Генеральный секретарь сжимал в руке вырванный из горного склона пучок травы, что свидетельствовало о том, что после падения он ещё был жив. Но его травмы оказались несовместимы с жизнью. Джулиен умер в больнице через пять дней, успев сказать, что Хаммаршёльд перед крушением приказал возвращаться назад.

В ходе следствия выдвигались многочисленные версии, среди которых – ошибка пилотов, технические неисправности, диверсия на борту, отсутствие топлива, обстрел воздушного судна тем единственным военным самолётом, который имелся у повстанцев Катанги. Самая экзотическая версия появилась через несколько лет после гибели Хаммаршёльда и сводилась к тому, что Генеральный секретарь в состоянии депрессии от происходивших в Африке событий решил покончить с собой и заставил пилота врезаться в дерево, но это казалось полной нелепостью.

Следственную комиссию возглавлял полковник британской авиации Барбер. Он считал, что всему виной роковое стечение обстоятельств.

Важная деталь: при вылете из Катанги Хаммершёльду не доложили, что ранее «Альбертина» уже была повреждена огнем из стрелкового оружия. После ремонта самолет 4 часа находился на летном поле без охраны.

Версия о том, что самолёт задел деревья, выглядела не очень правдоподобно, учитывая большой опыт лётной команды. Однако позднее врачи обращали внимание на то, что перед полётом экипаж работал 30 часов подряд и был изрядно вымотан. Ещё одну причину ошибки назвали журналисты, ожидавшие прибытия Генерального секретаря возле аэропорта. Они обратили внимание на слишком низкую высоту полёта, а позднее, исследуя обломки, заметили большое дерево на холме, которое в темноте мог задеть самолёт.

В сентябре 1992 года бывшие сотрудники ООН Джордж Смит и Конор О’Брайен на страницах газеты «Гардиан» рассказали, что самолет Хаммаршёльда сбили пилоты-наёмники по заданию бельгийской горнорудной компании «Юнион миньер». Смит заявил, что у него есть 20 записей интервью с французским дипломатом и одним из пилотов, сбивших самолет. Бельгийцы стремились сохранить контроль над медными, урановыми и алмазными месторождениями Катанги, и Хаммаршёльд мешал им. Промышленники собирались насильственно посадить «Альбертину» на бельгийской базе ВВС в Камине и там уговорить Хаммаршёльда не путаться у них под ногами. Но предупредительная очередь случайно угодила в самолёт.

Уже 30 с лишним лет спустя, 19 августа 1998 года, появилось заявление архиепископа Десмонда Туту. Он утверждал, что, судя по рассекреченным письмам спецслужбы Южной Африки, именно ЮАР причастна к гибели генсека ООН, равно как и ЦРУ с Ми-5. Но британский «Форин-офис» назвал эти письма «возможной советской дезинформацией».

В августе 2011 года британская газета The Guardian опубликовала результаты независимого расследования, согласно которым самолёт Хаммаршёльда был сбит. Международная комиссия юристов заново приступила к расследованию обстоятельств гибели Генерального секретаря. В комиссию вошли бывшие должностные лица и академики, а возглавил её британский политик Дэвид Ли. Члены комиссии надеялись представить отчёт о своём расследовании в ООН.

Ещё через 4 года, 30 марта 2015 года, приступила к работе по изучению обстоятельств авиакатастрофы независимая группа экспертов, назначенная Генеральным секретарём ООН Пан Ги Муном. В соответствии со сложившейся к 2015 году обстановкой в мире, появилась новая теория заговора – версия об участии в покушении советских властей. Для правдоподобия была внедрена и альтернативная версия – британская: Хаммершёльд подозревал Лондон в поддержке сепаратистов и попытке сорвать перемирие.

* * *

Понять, что происходило в Африке в начале 1960-х годов, возможно только обратившись к истории. Бывшие колонии в тот момент контролировались силами ООН, но оказались перед выбором – местная марионеточная диктатура или социалистический режим, поддерживаемый СССР. Борьба за сферы влияния шла в те годы нешуточная, и она не обходилась без жертв.

Незадолго до Хаммаршёльда, 17 января 1961 года, погиб 35-летний конголезский премьер-министр Патрис Лумумба, ставший заложником перемирия между прозападным режимом Моиса Чомбе и президентом Касавубу: отставка и устранение Лумумбы было одним из условий прекращения военного конфликта. Была ли гибель Генерального секретаря ООН связана с убийством Лумумбы?

Для ООН ситуация в Конго стала испытанием. Нужно было избежать гражданской войны, начавшейся после получения независимости 30 июня 1960 года. С одной стороны – шаткое правительство Касавубу и Лумумбы, с другой – дикие племена со своими традициями, с третьей – белые поселенцы, за судьбу которых опасалась Бельгия. Была и четвертая сторона – те бесчисленные сотрудники иностранных разведок, в задачу которых входило обеспечение влияния их страны.

Мятеж войск в Леопольдвилле начался 5 июля 1960 года, и вскоре все крупные города были охвачены восстанием. Через 6 дней Чомбе провозгласил Катангу независимым государством, и в стране воцарилось двоевластие. После этого Касавубу и Лумумба обратились за помощью в ООН. Вечером 13 июля Генеральный секретарь ООН созвал заседание и настаивал на принятии мер. СССР требовал осуждения бельгийской агрессии, США вступились за союзника по военному блоку. При этом Хаммаршёльд в тот момент никому не нравился: СССР призывал к замене Генсека ООН, а европейские державы обвиняли его в прокоммунистических взглядах.

В половине четвертого утра 14 июля была принята резолюция, поручившая Хаммершёльду направить в Конго миротворцев и призвать к выводу бельгийские войска. Ещё через пять дней по призыву Генерального секретаря в Леопольдвилль прибыли 3500 солдат из Ганы, Марокко, Туниса и Эфиопии. Но гражданскую войну остановить не удалось. Власть захватил главнокомандующий Мабуту, потеснивший президента Касавубу. Именно тогда Лумумба был смещен, и Хаммаршёльд поддержал его отставку. Но США стремились уничтожить Лумумбу, как коммунистического лидера.

18 августа 1960 года ЦРУ рекомендовало президенту Эйзенхауэру способы ликвидации Лумумбы из огнестрельного оружия и с помощью яда. Потом был разработан план операции «Голубая стрела», и в Конго направили доктора Сиднея Готтлиба с грузом «смертельно опасного биологического материала» (так в ЦРУ называли вирус). Требовалось заразить Лумумбу распространенной в Африке болезнью, однако вирус не был применен, поскольку внедрить агента в окружение премьера не вышло.

Патрис Лумумба был убит людьми Чомбе и бельгийскими военными. Позднее появилась версия о причастности к убийству Лумумбы сотрудника британской разведки Ми-6 Дафны Парк, работавшей в те годы консулом и секретарем посольства в Леопольдвилле. Незадолго до смерти она призналась в организации убийства, назвав причиной национализм и коммунистические взгляды Лумумбы. Ещё раньше, в начале 1950-х, баронесса Парк, получившая прозвище «королева шпионов», была британским резидентом в Москве.

* * *

17 февраля 1961 года полномочия Хаммаршёльда по предотвращению гражданской войны в Конго были расширены Советом Безопасности. К лету того же года коалиционное правительство Леопольдвилля объединилось в единый союз, оставив за его пределами Чомбе. К концу августа численность войск ООН в Конго достигла 16 тысяч. Генеральный секретарь приказал окружить европейских наёмников и захватить ключевые пункты в столице провинции Элизабетвилль. Он тут же подвергся нападкам со стороны Запада и обвинениям в прокоммунистических взглядах. И тогда Хаммаршёльд пообещал уйти в отставку, если не сможет решить проблему Катанги. Но, когда он прибыл в Конго, между войсками ООН и наёмниками из Катанги уже шли сражения, а Чомбе успел бежать в Северную Родезию. Хаммаршёльд предложил беглому диктатору переговоры, а потом отправился на самолете в Ндолу.

После аварии никто не стал снимать показания с местных жителей, наблюдавших падение «Альбертины» своими глазами. Они утверждали, что видели два самолета – большой и преследующий его маленький. Эта версия выглядит убедительно, если предположить, что именно тогда, заметив опасность, Даг Хаммаршёльд отдал приказ о возвращении назад, а пилот Галлонквист в спешке не заметил дерево на холме.

Даг Хаммаршёльд вполне мог быть убит. Он был известен своей беспристрастностью в отношении мирного урегулирования на планете, и вызывал раздражение у всех агрессивно настроенных сил. Преемником шведского дипломата на этом посту стал бирманский политик У Тан. Поначалу он был ставленником США, но вскоре американские власти пожалели о своем выборе: новый Генеральный секретарь тоже не собирался исполнять чужие приказы – он осудил агрессию во Вьетнаме, боролся против апартеида и основал много благотворительных программ.

Süddeutsche Zeitung: Загадочная смерть генерального секретаря ООН

Похороны Дага Хаммаршёльда. Гроб с его телом помещают на катафалк. 29 сентября 1961 года

Похороны Дага Хаммаршёльда. Гроб с его телом помещают на катафалк. 29 сентября 1961 года

“В 1961 году в результате авиакатастрофы в Африке погиб шведский политик Даг Хаммаршельд и 15 других людей. Некоторые обстоятельства свидетельствуют о том, что самолет был сбит – и сделал это европеец”, – пишет немецкое издание Süddeutsche Zeitung.

“В 1953 году этот швед стал, пожалуй, самым влиятельным генсеком ООН и за это был посмертно награжден Нобелевской премией мира. Он показал себя мастером решения конфликтов”, – повествует журналист Фолькер Бернхард.

“В ходе Конголезского кризиса 1960 года Хаммаршельд критиковал использование ресурсов Африки в корыстных целях и в рамках миссии ООН в Конго (ONUC) он учредил миротворческие силы ООН (“голубые каски”).

“30 июня 1960 года Конго получило независимость от жесткого режима бельгийских колониалистов, однако бельгийские войска сразу оккупировали части страны, чтобы воспрепятствовать национализации богатых сырьем рудников”.

“За доли в горнодобывающих предприятиях опасалась и Великобритания. Для США Центральная Африка была интересна как зона влияния в холодной войне, а также в связи с большими месторождениями урана”, – поясняет издание.

“Отдельные провинции отклонили центральное правительство, спустя одиннадцать дней сецессионист Моиз Чомбе провозгласил независимость богатой ресурсами провинции Катанги. (…) В этой взрывоопасной ситуации Даг Хаммаршельд 17 сентября 1961 года в составе делегации из 16 человек отправился в Северную Родезию (сегодня – Замбия) на мирные переговоры с Чомбе”.

“В те недели бельгийский наемник и летчик-истребитель Ян Ван Риссегем, известный как “одинокий рейнджер”, атаковал в составе крошечных ВВС Катанги войска ООН. Поэтому Хаммаршельд запросил поддержку с воздуха, в которой Великобритания и США ему, однако, отказали. Вместо этого его уверяли, что в этот день бельгиец не будет летать – что было ложным обещанием, ведь он был особенно активен”, – отмечает издание.

За десять минут до посадки в аэропорту Ндолы самолет “Альбертина”, на котором летел Хаммаршельд, находился на высоте 2 тыс. метров. “Диспетчер дал разрешение на посадку, “Альбертина” сделала еще один круг и внезапно исчезла. В Ндоле посчитали, что переговоры прервались, и, несмотря на то, что полицейские сообщили о яркой вспышке в небе, не начали поиски вплоть до следующего дня”.

“Лишь тогда в 15 км от аэропорта была обнаружена разрушенная “Альбертина”. Согласно отчету о результатах расследования Северной Родезии, пилоты нарушили минимальную высоту полета, самолет задел верхушку дерева и поэтому потерпел крушение”.

Однако десятилетиями появлялись расплывчатые теории о произошедшем. “Угольщики, работавшие близ Ндолы, рассказывали о маленьком самолете, летевшем над большим до того, как в одном из них вспыхнул огонь”.

“К тому же вскоре после катастрофы к месту крушения якобы поехали два джипа, лишь после этого обломки самолета загорелись ярким пламенем”.

Гарольд Джулиен, единственный выживший, сообщал о “нескольких мелких взрывах в воздухе, которые привели к крушению самолета”. Спустя шесть дней он неожиданно умер от почечной недостаточности.

“Факт в том, что фотографии жертв свидетельствуют о попадании в их тела пуль. Хаммаршельд, на котором внешне в целом не было повреждений, странным образом один лежал в белом костюме несколько в стороне, а из воротника торчал пиковый туз – символ смерти”.

“В документальном фильме “Безнадежное дело Хаммаршельда” 2019 года друг пилота-наемника Яна Ван Риссегема, “одинокого рейнджера”, рассказывает, что перед смертью он сознался ему в том, что “Альбертина” была сбита. Он якобы выполнял задание, не зная о личности пассажиров”.

“Документальный фильм предполагает, что за казнью стояла теневая организация, выполняющая задания от имени ЦРУ и MI5, однако доказательства этому отсутствуют. (…) Многие документы по сей день засекречены либо официально вовсе не существуют”.

Согласно расследованию Мохамеда Чанде Отмана, назначенного Антониу Гутерришем в 2017 году следователем по особо важным делам, версия того, что самолет был сбит, “остается “правдоподобной”, но он указал на отсутствие прозрачности и назвал прежде всего Великобританию, Россию, ЮАР и США. Гутерриш заверил в проведении дальнейшего расследования”.

“В этом видна основная дилемма ООН: она влиятельна лишь настолько, насколько на это согласны страны-участницы”, – пишет Süddeutsche Zeitung.

  ООН может вновь расследовать гибель Хаммаршельда

Как сообщила комиссия, занимающаяся расследованием гибели генерального секретаря ООН Дага Хаммаршельда, у нее есть доказательства того, что самолет Хаммаршельда был сбит в небе над Конго. По словам представителей комиссии, ключевой информацией об этом может располагать Агентство национальной безопасности (АНБ) США.

В 1961 году генеральный секретарь ООН, швед Даг Хаммаршельд летел в новообразованную независимую республику Конго с миссией мира. Однако недалеко от аэропорта Ндола, который находится на территории современной Замбии, самолет, на борту которого, помимо Хаммаршельда, находилось еще 15 человек, разбился. Единственный уцелевший пассажир скончался через несколько дней после катастрофы.

Новые улики?

“Есть убедительные доказательства того, что самолет подвергся определенной атаке или угрозе в то время, как он кружил нал аэропортом Ндола, пытаясь совершить посадку,” – говорится в подробном докладе независимой комиссии, состоящей из международных судей и дипломатов.

Наш ответ на вопрос, имеет ли ООН достаточно новых улик, чтобы возобновить расследование крушения самолета: твердое “да”, имеет.

Стивен Сэдли, глава комиссии по расследованию: “Мы рассматриваем возможность того, что самолет был вынужден идти на снижение из-за каких-то агрессивных действий, и для этого у нас имеется достаточно доказательств,” – говорится в докладе.

Как утверждает комиссия, существуют новые свидетели происшествия, которые заявили, что якобы видели, как какой-то второй самолет стрелял в самолет Хаммаршельда.

Несколько других очевидцев катастрофы, которая произошла 52 года назад, рассказали, что видели в небе над аэропортом два самолета, и что больший по размеру какое-то время спустя загорелся.

“Наш ответ на вопрос, имеет ли ООН достаточно новых улик, чтобы возобновить расследование крушения самолета: твердое “да”, имеет,” – заявил на пресс-конференции глава комиссии Стивен Сэдли.

В доступе отказано

Однако Сэдли также добавил, что для того, чтобы продолжить расследование, необходимо прослушать записи с борта самолета и его радиопереговоры. Глава комиссии полагает, что данные записи могут находиться в Агентстве национальной безопасности США, поскольку в то время оно вело запись таких разговоров.

Сэдли отметил, что комиссия уже делала запрос в архив Агентства национальной безопасности в Вашингтоне, но ей было отказано в доступе, поскольку документы находятся под грифом “совершенно секретно” и относятся к сфере национальной безопасности. Комиссия обратилась в ООН с целью, чтобы она продолжила расследование новых обстоятельств в деле и получила доступ к засекреченным документам.

Швед Даг Хаммаршельд возглавлял ООН с 1953 по 1961 годы, в 1959–1960 годах активно занимался проблемами Африки. Посмертно Хаммаршельду была присвоена Нобелевская премия мира.

Новые свидетельства проливают свет на тайну — самолет Генсека сбил бельгийский лётчик Ян Ван Риссегем.

Тринадцатого января 2019 года бельгийская газета «Де Морген» сообщила, что стал известен непосредственный виновник гибели генерального секретаря ООН Дага Хаммаршёльда в сентябре 1961 года. Бывший десантник Пьер Коппенс, ныне проживающий в Испании, рассказал, что в 1965 году познакомился на парашютных курсах с лётчиком по имени Ян Ван Риссегем. Они много общались и, среди прочего, Ван Риссегем рассказал, что именно он сбил самолёт генсека.

Биография Ван Риссегема была бурной: в 1940 году он покинул родную Бельгию, капитулировавшую перед нацистами, переехал в Англию (оттуда была родом его мать) и вступил в королевские ВВС. Сбил три немецких самолёта, за мужество и мастерство был удостоен нескольких наград. После войны некоторое время работал в бельгийской авиакомпании «Сабена», затем отправился в Африку. Там и оказался в 1961 году лётчиком крохотных ВВС мятежной провинции Катанга. Умер в 2007 году.

Пьер Коппенс (крайний справа) и Ян Ван Риссегем (в центре, сидит) на подготовительных курсах парашютистов, 1965 г.

Самолёт генсека ООН Дага Хаммаршёльда 18 сентября 1961 года разбился при заходе на посадку в городе Ндола в Северной Родезии (ныне Замбия), близ границы с Конго. Хаммаршёльд собирался вести переговоры по урегулированию конфликта в Конго — от республики собиралась отделиться провинция Катанга, богатая полезными ископаемыми, из-за чего обстановка в регионе была напряжённой.

Долгое время причины трагедии были неизвестны. Несмотря на шесть (!) официальных расследований, прийти к однозначному выводу не удалось. Наиболее вероятной причиной назвали столкновение с деревьями из-за слишком низкой траектории посадки. Некоторые считали, что самолёт был сбит, но лишь в 2011 году независимое расследование установило, что это действительно так.

С 2015 года ООН изучала обстоятельства катастрофы в свете новых открывшихся данных. Потенциальными виновниками уничтожения самолёта назывались родезийцы, британцы, американцы и Советский Союз. Именно вновь поднявшаяся вокруг старого дела шумиха и вызвала у Пьера Коппенса, по его признанию, желание поделиться правдой.

Орудием убийства послужил учебно-тренировочный реактивный самолёт СМ. 170 «Мажистер» французской разработки. Сепаратисты провинции Катанга превратили его в лёгкий штурмовик, оснастив пулемётом и двумя самодельными 25-килограммовыми бомбами. Ранее гипотеза об этом выдвигалась, но отвергалась специалистами — считалось, что вылет мог производиться только с аэродрома Колвези, а оттуда до Ндолы «Мажистеру» бы просто не хватило дальности.

Однако, по словам Ван Риссегема, перед операцией он перебазировался в город Кипуши на самой границе с Родезией. От него до Ндолы вдвое ближе. Кроме того, машина была максимально облегчена — Ван Риссегем упоминал, что ему пришлось даже оставить на земле парашют. Другим возражением было то, что «Мажистер» не оснащён оборудованием для ночной навигации, поэтому не мог добраться в темноте до места (сбит генсек был в начале третьего ночи по местному времени).

Тут свою роль сыграл опыт Ван Риссегема — во время Второй мировой он неоднократно совершал ночные вылеты, боевые и разведывательные.

Имя Ван Риссегема и раньше всплывало среди подозреваемых в причастности к гибели Хаммаршёльда. Имеются документы, указывающие на него, — например, телеграмма американского посла, где он докладывает начальству о катастрофе, упоминая бельгийца как наиболее вероятного исполнителя убийства. Рассекречена эта телеграмма была только в 2014 году.

Документы, опровергающие присутствие Ван Риссегема в тех местах в то время, напротив, выглядят сомнительно — лётная книжка пилота, предоставленная прессе его вдовой, вроде как говорит, что в день гибели генсека Ван Риссегем был в Родезии и никуда не летал.

Но многие записи в этой книжке явно фальсифицированы (возможно, самим её хозяином, возможно, кем-то постфактум) — имена и географические названия в них вымышленные. В целом, нет причин не верить рассказу Пьера Коппенса. Можно с уверенностью сказать, что исполнитель убийства выяснен. Кто же заказчик?

Вот этого мы не знаем и, скорее всего, не узнаем уже никогда. Сам Коппенс убеждён, что приказ Ван Риссегему отдали британские спецслужбы. Это кажется вероятным — отделение Катанги было выгодно в первую очередь западным добывающим компаниям, а миротворцы ООН мешали заполучить этот жирный кусок. Но никаких доказательств у Коппенса нет.

По материалам из открытых источников

http://ukrvedomosti.com.ua/

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.