Картели свободного рынка в США оказались заведомо недолговечными и неудачными

Картели на свободном рынке возможны лишь в теории, на практике они очень нестабильны. Перед участниками сговора сразу встаёт несколько вопросов: Как сократить объем производства на рынке для каждого члена картеля? Компенсирует ли повышение цен, сокращённое производство? Ведь выгодность сговора основывается на высоком спросе, если он падает, то сразу участники сговора начинают нарушать картельную квоту, для извлечения прибыли и желания избежать убытки. В действительности картели свободного рынка (без государственной поддержки) оказались заведомо недолговечными и неудачными

Картель Морганов

В 1860–1870-х годах Морганы впервые, как основные финансисты и андеррайтеры первого американского большого бизнеса — железных дорог, неоднократно и безнадежно пытались объединить железные дороги в картель: организовать «объединения» [pools] железных дорог, чтобы ограничить перевозку грузов, распределить ее между участниками картеля, повысить тарифы на перевозку и в конечном счете увеличить прибыли в этой отрасли.

Несмотря на большое влияние Моргана и готовность большинства железнодорожных магнатов все попытки проваливались, разбиваясь о скалы рыночной конкуренции, поскольку отдельные железные дороги постоянно жульничали, нарушая соглашения, чтобы получить быструю прибыль, новый капитал строил конкурирующие железные дороги, чтобы воспользоваться высокими ценами картеля.

В конце концов железные дороги Моргана обратились к федеральному правительству с просьбой ввести государственное регулирование в отрасли и тем самым навязать картель, чего они не смогли добиться на свободном рынке. Так появилась Комиссия по междуштатной торговле, созданная в 1887 г.

Фермерские картели

Аналогичным провалом закончились попытки организации картеля, предпринятые в южных штатах Американской хлопковой ассоциацией. В конце 1920 г. производители хлопка отреагировали на падение рыночных цен насилием, включая убийства и уничтожение хлопка и хлопкоочистительных машин тех фермеров, которые решили не подчиняться картельным соглашениям по сокращению количества производимого и предлагаемого к продаже хлопка.

Под давлением плантаторов губернатор Луизианы Паркер попросил владельцев хлопкоочистительных машин приостановить очистку до тех пор, пока цены на хлопок не достигнут «уровня, обеспечивающего выживание». Аналогичная рекомендация фермерам была дана министерством сельского хозяйства Техаса. Однако, несмотря на то что продажи в этих штатах сокращались, цены также продолжали падать.

Решительные и хорошо организованные усилия по созданию хлопкового картеля в национальном масштабе были предприняты в следующем, 1921 г. Американская хлопковая ассоциация, круги, близкие к изданию «The Cotton News», и другие группы призывали к сокращению посевных посевов хлопка на 50%, а штат Южная Каролина официальной объявил об учреждении Дня сокращения посевов хлопка.

Посевные площади были существенно сокращены, что в сочетании с низким урожаем сильно уменьшило предложение. Однако рост цен на хлопок был непропорционально мал по сравнению с уменьшением производства, что опять свело на нет усилия сторонников картелирования отрасли.

Следующим этапом процесса картелирования ферм стало «движение Сапиро», вдохновителем которого был Аарон Сапиро, высокооплачиваемый молодой адвокат нескольких калифорнийских кооперативов. В июле 1920 г. местная федерация бюро по делам фермеров под влиянием Сапиро приступила к выработке плана, целью которого было объединение всей деятельности по закупкам и продаже пшеницы в рамках одного гигантского производственного кооператива.

На июльской конференции был избран комитет, который весной 1921 г. представил план создания гигантского национального кооператива производителей кукурузы, который должен был получить название «Производители кукурузы США, Инк.».

Как это почти всегда происходит с добровольными картелями, у новой организации почти немедленно начались сбои. Многие местные кооперативы, в составе которых были элеваторы, предпочли иметь дело с уже имеющимися местными рынками, а частные зерновые биржи успешно отговорили значительную часть фермеров от участия в новом картеле.

В начале 1922 г. стало ясно, что и эта грандиозная схема потерпела полный провал. Июльская конференция 1929 г. попыталась также учредить множество других национальных картелей — национальный картель по закупке-продаже фруктов, закупке-продаже молочной продукции, овощной картель, картель участников рынка шерсти.

Все они, кроме одного, быстро распались. Испытание временем выдержал только план по созданию кооператива по закупке и переработке мяса — потому, что его цели были гораздо менее грандиозными. Попытки Сапиро создать хлопковый и табачный картели также закончились провалом.

Картели в Великую Депрессию

Во времена Великой Депрессии штаты начали собственные действия в направлении картелирования и приступили к фактическому обобществлению нефтедобывающей промышленности. Штаты, в которых велась добыча нефти, приняли законы, позволяющие комиссиям, назначенным правительствами штатов, фиксировать максимальные объемы добычи нефти,

Эти законы штатов вводились под широко рекламируемым лозунгом необходимости сохранять природные ресурсы («консервации»), который представляет собой удобный повод любой принудительной монополии или картеля в ресурсных отраслях.

В 1931 г. открытие новых месторождений нефти на востоке Техаса обрушило цену сырой нефти с 1 доллара за баррель до 2,5 центов, и сторонники картелей и сохранения ресурсов подняли вселенский крик и плач. Это движение возглавил губернатор Оклахомы «Альфала Билл» Мюррей, который приказал полностью прекратить добычу нефти в штате, пока цены на нее не вырастут до «минимально справедливого уровня» в 1 долл. за баррель.

Когда некоторые нефтедобытчики не подчинились этому приказу, Мюррей послал к скважинам национальную гвардию, чтобы силой штыков принудить к выполнению своего приказа. Вскоре этому примеру последовал Техас, а ведущие нефтяные штаты (Калифорния, Техас, Канзас и Оклахома) приняли законы о консервации природных ресурсов и централизованном регулировании нефтедобычи, позволившие устанавливать максимальные лимиты добычи более упорядоченным способом.

Для поддержания нефтяного картеля в федеральный бюджет на 1932 г. была включена пошлина на импортируемую нефть и продукты нефтепереработки. Это сделало картель отечественных компаний более эффективным, но при этом уменьшило американский экспорт нефти и нефтепродуктов.

В 1933 году государство в рамках «Администрации национального восстановления»(NRA) начало картелировать американскую экономику. NRA наделялась необычайными полномочиями по контролю за всеми сторонами деятельности частного бизнеса, соединяя в себе помимо функции планирования и распределения ресурсов функции следствия, суда и исполнения приговоров в отношении тех компаний и лиц, которые нарушали принудительные соглашения картельного типа (отраслевые «кодексы»).

Подобная система охватила около 95 % предприятий США. В 1935 г. Верховный суд США признал NRA неконституционным и NRA была ликвидирована.

Картелирование банкинга

Любая попытка кредитной экспансии на свободном рынке приводит к скоплению долгов банка у его конкурентов. Однако существует один способ преодолеть ограничения, накладываемые требованиями о выкупе со стороны конкурирующих банков: картельное соглашение банков принимать расписки друг друга и не требовать от банков — участников картеля выплат наличными.

Несмотря на то, что существует множество причин, побуждающих банки образовывать такие картели, на этом пути их подстерегает множество трудностей, которые увеличиваются с расширением числа участников картеля. Так, если в стране существует только три или четыре банка, такое соглашение будет относительно простым. Главная проблема, связанная с экспансией банков, — гарантировать, что все банки расширяются относительно равномерно.

Если в стране существует большое число банков, и банки А и В расширяются очень интенсивно, тогда как другие банки увеличивают количество своих расписок на рынке незначительно, то в сейфах других банков очень быстро будут накапливаться требования на банки А и В. У остальных банков появится соблазн разорить эти два банка, чтобы не дать им сорвать большой куш и скрыться.

Чем меньше число конкурирующих банков, тем легче будет координировать масштабы экспансии. С другой стороны, если существуют тысячи банков, координация становится очень трудным делом, и картель, вероятнее всего, развалится.

Учреждение центрального банка ослабило ограничения, накладываемые свободным рынком на деятельность банков с частичным резервированием, несколькими способами. Во-первых, к середине XIX в. была ловко создана «традиция», что центральный банк должен выступать в качестве «кредитора в последней инстанции», чтобы спасать банковскую систему, когда множество банков одновременно оказываются в трудном финансовом положении.

За центральным банком стояли мощь, закон и престиж государства. В этом банке находились счета государства, и негласно подразумевалось, что государство считает центральный банк «слишком крупным, чтобы позволить ему разориться».

Но если центральный банк пользуется монополией на эмиссию банкнот, и все коммерческие банки строят пирамиды своих депозитов до востребования сверх своих «резервов» — чековых счетов — в центральном банке, то тогда все, что нужно последнему для успешного создания картеля, — это пропорциональная экспансия по всей стране, так, чтобы все конкурирующие банки увеличили свои резервы и могли расширяться одновременно одними и теми же темпами.

Тогда если, например, Банк Ротбарда выпустит складских расписок значительно, скажем, в 3 раза, больше своих резервов в центральном банке, то он не лишится резервов, если все конкурирующие банки расширят свой кредит во столько же раз. В этом смысле центральный банк действует как эффективный организатор картеля.

За всю историю США, у них было четыре центральных банка: Банк Северной Америки, Первый американский банк, Второй американский банк и существующий сегодня Федеральный Резерв.

Заключение:

Без государственной поддержки, картели оказались нестабильны и неэффективны. А поэтому заявления о необходимости антимонопольной политики государства являются бессмысленными.

Источники:

Ротбард Мюррей — Показания против Федерального резерва, Великая депрессия в Америке.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.