ВОЖАК-АКТИВИСТ. Как выглядела власть в первобытном обществе

Во-первых, речь идет о власти, которая носит общественный характер. Она исходит в целом от всего общества. Например, это проявляется в том, что дела, являющиеся важными, решало общество путем собраний рода.

Во-вторых, говорим о власти, которая строится по кровнородственному принципу. Другими словами она распространяется на всех членов родовой общины независимо от того, где они находятся.

В-третьих, власть не является аппаратом, который бы управлял или принуждал. Так как функции, налагаемые властью, выполняются как почетная обязанность. При этом никто из старейшин и вождей не освобождается от труда, связанного с производством. Они должны выполнять одновременно, как функции по управлению, так и по производству. Это означало, что властная структура не была отделена от общества.

В-четвертых, чтобы занять какую-либо должность, например, стать вождем или старейшиной, не нужно было отличаться по социальному или экономическому признаку. Власть полностью основывалась на качествах будущего вождя. Имеется в виду авторитет, мудрость, храбрость, опыт, уважение соплеменников.

В-пятых, то, что человек выполнял управленческие функции, никак не давало привилегий.

В-шестых, регулируется общественный строй с использованием особых средств, речь идет о мононормах.

Исходя из этих черт, можно отметить, что в первобытном обществе власть совсем не однородная. Так главой группы являлся отец или патриарх, который был самым старшим среди остальных родственников, как его, так и следующих поколений. Хотя патриарх и выполняет управленческие функции, он не является собственником или хозяином имущества группы. Оно по-прежнему остается коллективным или общим.

Правда, вождь имеет права распорядителя, так как он занимает положение старшего, являясь руководителем хозяйства, а также жизнью группы в целом. Именно он решает, сколько выделять для потребления пищи и кому ее отдавать, а также что оставить про запас. Если есть излишки, то от него зависит, как ими можно распорядиться. Ведь их использование тесно зависит от взаимоотношений в целом по общине.

Так семейная ячейка, являясь частью общины, может занимать в ней только определенное место, которое зависит от различных факторов. Они могут быть как объективными, так и субъективными.

При этом нет проблемы в ресурсах, так как земли хватает на всех, причем других угодий тоже. Но участки распределяются, учитывая социальную справедливость, часто с использованием жребия. Например, ханаанская земля, которую захватили израильтяне, между племенами делилась по жребию.

Что же касается субъективных факторов, то они остро ощущаются в локальной группе, становясь более заметными в общине. Так как есть группы многочисленней и работоспособней, чем другие, а их вожди являются умней и опытней остальных, что сказывается на результатах.

Появляются более крупные и зажиточные группы, в то время как другие остаются слабыми. Если удача не улыбается, то в группах уменьшается количество детей, так как меньше на их долю приходится женщин. Получается между ними неравенство. Но оно не связано с голоданием, так как община обладает функцией обмена, играющего роль страховки.

Мужчины общины стремятся получить высшую престижную должность, например, стать старейшиной или членом совета. Так они повышают свой статус и ранг. Но чтобы достичь такой вершины, нужно было действовать, как в локальной группе, то есть щедро раздавать излишки пищи. Правда, в локальной группе вождь отдает то, что добыл сам. В то время как в общине он имеет право на добытое всей группой.

Получается, что старейшина может распоряжаться тем, что имеет община, так как желает. Для этого мужчина должен иметь большой авторитет в группе. Так как старейшина становится выше, чем другие в общине, то так уже проявляется власть.

Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе связаны в основном с периодом зрелого общества. Так как когда наступает период распада, то власть в первобытнообщинном строе подвергается изменениям.

Зрелое первобытное общество имеет два основных объединения людей. Речь идет о роде и племени. Всем народам мира удалось пройти через них. Поэтому часто первобытнообщинный строй носит название родоплеменной организации общества.

Родовой общиной можно назвать первую форму объединения людей. У этого семейно-производственного союза было кровное родство, коллективный труд, совместное потребление, общая собственность и социальное равенство. Но это не была семья. Это именно объединение людей, которые связаны между собой узами родственников.

Позднее появилось племя, которое основывалось на родственных связях. Оно отличается от других своей территорией, именем, языком, общими религиозными и бытовыми обрядами. Люди объединялись в племена, чтобы вместе охотиться, защищаться, нападать.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.